В Кремль привозят сокровища османских султанов из знаменитого дворца Топкапы в Стамбуле. Перед тем как отправиться на выставку «Ваш досуг» решил выяснить тайны турецких кладовых и понять восточную страсть к роскоши.

Как известно, Кремль меньше чем на яйца Фаберже или бриллианты Картье не разменивается. Здесь показывают то, что составляет богатство если и не всемирного, то государственного значения. Богатство в прямом смысле слова — чистые «золото-бриллианты». Тем более впечатляет, что буквально за полтора года в Кремле второй раз выставляют турецкие драгоценности. Сначала из своих запасов (выставка «Сокровища блистательной Порты»), а теперь привозные.

Интерьер Императорского зала дворца Топкапы. Здесь султан принимал гостей, доверенных лиц и детей. Верхняя галерея — для жен и валиде-султан (матери султана)

Причина не только в крепких государственных связях. Дело в значении и качестве вещей. Для царской России Турция (вернее, Османская империя) в плане драгоценностей была наследницей Византии: в Стамбуле наши государи заказывали оружие, конскую упряжь, жезлы и нефритовые зеркала. Это был эталон роскоши вроде перестроечных дубленок с турецких рынков. Но даже на фоне искушенной Европы с конца XV века турецкий двор блистал нескрываемым богатством. Султаны пытались превзойти своих предшественников — константинопольских императоров. Неслучайно даже Леонардо да Винчи пытался устроиться на работу в стамбульский дворец.

Многие воспринимали турецкую страсть к золоту и камням в XVI–XVII веках как кичливость дикарей, вдруг завоевавших весь Восток. На самом деле пышность дворца Топкапы — это не прихоть султанов. Там все было подчинено строгому регламенту и ритуалу. Каждая вещь была больше, чем просто вещь. Она была вершиной всех вещей, потому что принадлежала властителю мира. Например, походная фляга для воды: ее в обязательном порядке выносили на всех церемониях за султаном. Это символ кочевой жизни, воспоминание о времени, когда турки не знали, что такое город. Понятно, что султанская фляга была, что называется, первой и лучшей. И так с каждым предметом. Будь это сабля — для нее существовал особый церемониал («подвязывание сабли» — почти то же самое, что коронование). Или даже носовой платок: он вышивался тюльпанами не только для красоты — если прочитать название цветка наоборот, получится «Аллах».

Более того, чуть ли не каждый предмет в султанской сокровищнице имел своего хранителя. Чем выше статус вещи, тем более знатен тот, кто несет ее за султаном. Главный оруженосец ехал по правую руку и держал на плече султанскую саблю. Далее шел «хранитель мантии» (он же — хранитель фляги). Потом «старший чухадар» — он нес сапоги. «Слуга муслина» отвечал за чалму. Имелся также «подающий кувшин», «старший кофевар», «старший цирюльник». И все со своими атрибутами из золота-бриллиантов. Короче говоря, когда будете на выставке изучать султанские сокровища с XV по XIX век, вспомните, сколько людей с них в буквальном смысле сдувало пыль.

Понятно, что один раздел выставки вызовет у наших граждан особый интерес. Нам покажут драгоценности дворцового гарема. И подробно расскажут, что это такое. Здесь, как выясняется, масса заблуждений. Европейцу гарем представляется чем-то вроде личного борделя султана. Место бесконечного услаждения плоти. Это верно лишь отчасти. Начать с того, что само слово «гарем» с арабского переводится как «священное место». Посторонним сюда вход запрещается, но не из-за прекрасных дев, а чтобы не нарушать privacy — личное пространство монарха. Это, собственно, семейные покои султана, где живут его мать, дети, ну и жены, конечно. Кстати, далеко не все женщины в гареме спали с султаном — некоторые воспитывались и обучались для того, чтобы стать супругами высоких чинов (типа нашего дореволюционного Смольного института или нынешнего МГИМО).

На фото: Кувшин с двумя носиками, 1550–1600. Горный хрусталь, золото, рубины, изумруды.
Портрет Хюррем Султан, XIX в. Хюррем Султан, она же Роксолана, была украдена на Украине и стала очередной женой султана Сулеймана.