Елена Пантелеева
11 мая 2010

Софья Троценко: «Те, для кого искусство — миссия, меняют мир к лучшему»

В «Ночь в музее» на «Винзаводе» будет кипеть жизнь. Все лучшее, что есть в искусстве, разместится на территории старинных цехов. «Ваш досуг» поговорил об успешности проекта «Винзавод» с его руководителем Софьей Троценко.

Что будет на «Винзаводе» в эту «Ночь»?
Мне нравится идея — смотреть искусство в неурочное время. Это очень удобно для посетителей, не все успевают сходить на выставку днем, из-за работы или учебы. В ночь с 15 на 16 мая наших гостей ждет масса интересного: перформанс «Красная ветка» от режиссера Кирилла Серебренникова, фестиваль комиксов «Коммиссия», поэтические баталии, организованные группой «Культурная инициатива», шоу барабанщиков «Маракату».

Вход предполагается бесплатный?
«Винзавод» — не государственное учреждение, как многие городские музеи. И поскольку нас никто не поддерживает, я считаю, мы имеем полное право продавать билеты. Эти деньги идут на обеспечение безопасности как посетителей «Ночи в музее», так и галеристов и участников шоу. Только представьте себе, в 2009 году за одну ночь на «Винзавод» пришло более 10 000 человек!

Четыре года назад, когда вы увидели заброшенные цеха, могли предположить такую популярность?
Это рискованный и некоммерческий проект — устройство центра искусств на бывшем заводе. Я посоветовалась со специалистами и поняла, что ниша подобных центров у нас в стране пустует. Галеристы Айдан Салахова, Владимир Овчаренко, Елена Селина охотно присоединились к проекту. Александр Бродский разработал архитектурную концепцию. Перед ним стояла сложная задача — найти красоту в строительном хламе, неуклюжих складских помещениях и при этом сохранить историческую кирпичную кладку. Сейчас на территории «Винзавода» — не только галереи современного искусства, но еще и дизайнерские бюро, студии художников, кафе.

«Винзавод» — успешный проект?
Важный показатель успеха — посещаемость. Мне приятно, что центр нравится такому количеству людей. Причем молодежь не только приходит смотреть искусство, но и с огромным энтузиазмом присылает свои проекты. При этом у меня нет внутренней успокоенности и желания почивать на лаврах. Хочется делать еще больше проектов.

Даже президентам интересно, что происходит на «Винзаводе». Дмитрий Медведев на выставке «Лучшая фотография России-2009»

Существуют ли ограничения при выборе тем для выставок на «Винзаводе»?

Стараемся не делать проекты о политике и религии.

Исключаете провокацию?
Ее исключить невозможно, да и не нужно: провокативность — одна из основных черт современного искусства. Просто мы не забываем, что «Винзавод» — публичное пространство.

Вы сами коллекционируете искусство?
Я не считаю себя коллекционером. Мое увлечение фотографией сводится к тому, что я приобретаю работы, которые мне просто нравятся. Люблю архитектурную фотографию. Из современных авторов отмечу Игоря Мухина и Михаила Розанова.

Сегодня в российском арт-мире на ключевых позициях женщины: галеристки, директора центров искусства. Дань моде?
Меня радует, что арт-среду формируют независимые, хорошо образованные, умные и красивые женщины. Современное искусство — проверка на прочность: кто пришел покрасоваться, задержится ненадолго. А те, для кого искусство — миссия, меняют мир к лучшему.

Есть мнение, что такой бизнес красивым женщинам дарится только для того, чтобы появляться в светских репортажах…
Это далеко от истины. «Винзавод» — не только выставки, но еще и 25-часовой рабочий день, административные и финансовые заботы. Я люблю, когда процесс отлажен, как швейцарские часы. И не считаю для себя зазорным прийти за час до вернисажа и проверить развеску работ в зале. Кстати, не вижу ничего плохого в том, чтобы появляться в светских репортажах. Это часть PR, и я воспринимаю это как работу, а не как self promotion.

Отзывы о «Софья Троценко: «Те, для кого искусство — миссия, меняют мир к лучшему»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Лучшие образцы мирового и русского искусства, доступные москвичам круглый год.

Выбор редакции

3 окт — 20 янв | Еврейский музей и Центр толерантности, живопись 3 окт — 20 янв

Выбор редакции

25 сен — 13 янв | Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, декоративно-прикладное искусство, дизайн, живопись 25 сен — 13 янв

Рассказ о харизматичной покровительнице авангардистов.

Выбор редакции

19 сен — 20 янв | Новая Третьяковка, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись 19 сен — 20 янв

Ретроспектива одного из главных русских авангардистов.

Выбор редакции

29 сен — 3 фев | Музей современного искусства «Гараж», инсталляция 29 сен — 3 фев

Первая в России выставка остроумного бельгийского концептуалиста.

Выбор редакции

7 сен — 13 янв | Новая Третьяковка, инсталляция, современное искусство 7 сен — 13 янв

Выбор редакции

6 окт — 17 фев | Третьяковская галерея в Лаврушинском, живопись 6 окт — 17 фев

Пейзажи, магию которых не переплюнут никакие цифровые технологии.

Выбор редакции

7 сен — 13 янв | Успенская звонница Московского Кремля, Патриаршие палаты, декоративно-прикладное искусство 7 сен — 13 янв

Роскошные во всех смыслах изделия итальянского ювелирного дома.

4 окт — 27 янв | Музей русского импрессионизма, графика, живопись 4 окт — 27 янв

Как появился русский футуризм.

21 сен — 30 ноя | ВХНРЦ им. Грабаря, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись 21 сен — 30 ноя

Искусство реставрации на примере 70 работ.

14 сен — 27 янв | Институт русского реалистического искусства, живопись 14 сен — 27 янв

Идеальные советские пейзажи.

От ретроспективы Кабаковых до японского искусства эпохи Эдо.