Сразу несколько масштабных экспозиций, посвященных советской эпохе, открылись в городе. Корреспондент «Вашего досуга» прошелся по ним и попытался найти ответ на вопрос: почему сегодня такой спрос на все советское.

У-у-у, Гага-а-арин!
До 25 апреля / Цех красного, «Винзавод» / 4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6 / 917-46-46

Леонид Великжанин. Звездный поцелуй. Джина Лоллобриджида и Юрий Гагарин. 1961

То ли ностальгия замучила, то ли действительность так неприглядна, что хочется унестись в историческую даль – туда, где мир, труд, май. А иначе чем объяснить, что на культурной грядке так дружно поспели проекты, воспевающие советскую тему?

Вот выставка «Символы эпохи. Наша история. 1920–1991» на «Винзаводе». Сплошь классики – Петр Оцуп, Макс Альперт, Марк Редькин, Евгений Халдей – и их хрестоматийно известные работы. Представляю, что сказала бы госпожа Новодворская, зайди она в Цех красного. Где кровавая гэбня? Где узники ГУЛАГа? Где «Бульдозерная выставка», наконец? Галерея снимков, отобранных из тучных фотоархивов ИТАР-ТАСС, преподносит историческую тему восторженно, а-ля «листая на досуге подшивки «Правды». Вот лампочка Ильича приходит в крестьянскую избу, вот на башнях Кремля меняют орлов на звезды. Первый поезд метро, герои войны, космонавты, Олимпиада...

Двадцать лет, которые отделяют нас от распада СССР, – достаточный срок для того, чтобы осмыслить эпоху. Организаторам выставки удалось достичь эффекта узнавания. Это можно увидеть в действии прямо на месте. Вот парочка подростков, парень и девушка, изучают экспозицию. Он то и дело забегает вперед, чтобы, не читая подписи, угадать, кто на фотографии. «Смотри, Гагарин! У-у-у, Гага-арин. А это Вознесенский, а вот Лихачев!». Она смеется. Тем не менее качество материала – на недосягаемой высоте.

Колхозница с веслом
До 23 мая / Третьяковская галерея / ул. Крымский Вал, 10 / 8-499-238-13-78

Александр Дейнека. На стройке новых цехов. 1926

Не менее соблазнительная советская реальность, или, скорее, нереальность представлена в Третьяковке на Крымском Валу на выставке «Работать, строить и не ныть!..», посвященной творчеству Александра Дейнеки. Экспозиция масштабная, ее ждали не один десяток лет, полотна везли из Петербурга и Курска. Стоит прийти на Крымский Вал, чтобы убедиться: мощи советского классика мог бы позавидовать любой гений-модернист.

Для тех, кто помнит прежние времена, образы Дейнеки – синоним тогдашнего быта. Фарфоровые ткачихи и колхозницы в бабушкином серванте, иллюстрации в учебниках, мозаики в ДК, статуи физкультурников в парках – весь этот хлам штамповался с образцов высокого сталинского стиля, одним из создателей которого был Дейнека. Что ни говори, бесконечные имитации нивелируют ценность оригинала, так что репутация Дейнеки для многих оказалась испорченной навсегда. Ретроспектива в Третьяковке дает возможность посмотреть на художника не только как на певца СССР. Сильная сторона выставки – именно в широте охвата. Кто-то откроет для себя Дейнеку-экспериментатора, изобретателя «реалистического экспрессионизма». Для кого-то откровением станет скульптура и графика. Конечно, Дейнека – автор конъюнктурный, удобный советской идеологии. Но его СССР – это свет, природа, сила, тело, эротика.

Назад, в труд и май
До 24 мая / Арт-центр «Гараж» / ул. Образцова, 19А / 645-05-20

Илья Гапонов и Кирилл Котешов. Из серии «Кузбасс». 2007

Еще один масштабный проект, касающийся советской темы, проходит в «Гараже». Называется «Футурология / Русские утопии». И хотя кураторы не имели в виду конкретно советскую утопию, художественный диалог ведется именно об этом. Сорок художников представили свои размышления о прошлом и грядущем. Экспозиция открывается двумя картинами Малевича. Это эпиграф, задающий тон выставки. Она о том, как русский авангард 20-х повлиял на наших актуальных художников. Здесь можно увидеть работы Сергея Бугаева (Африки), Виктора Алимпиева, Петра Белого, Ольги Чернышевой, современных классиков Ильи Кабакова и Олега Кулика. Художники возводят башни на манер татлинской, обозначая стремление вверх, в никуда. Моделируют какие-то странные миры, где нет места счастливому человеку. Удивляет беспросветность. В работах современных мастеров нет ни ироничного взгляда на реальность, как это было у советских фоторепортеров, ни восторженного эротизма Дейнеки. Утопия для них – мрак. А потому из унылого «Гаража» хочется бежать туда, где мир, труд и май.