Сергей Соловьев
5 апреля 2010

Игорь Мухин: «В Лондоне невозможно людей снимать – тут же полиция подбегает»

Мы расспросили известного фотографа о том, как создаются знаковые кадры.

Работы Игоря Мухина можно увидеть сразу на двух площадках. На выставке «Москва — Париж» в ММСИ — его фирменные портреты, в Новой галерее «Меглинская» на «Винзаводе» — эстетский проект «Огород».

Мухин 20 лет снимает людей. Серия «Огород» – совершенно неизвестный публике Мухин: эти работы ни разу не выставлялись.

Вы запечатлели поколение 90-х, вывели особых «мухинских персонажей». И вдруг – огурцы. Пейзажи-натюрморты – желание показать, что вы не репортер, а художник?

«Огород» – это старые снимки, еще 1997 года. Как раз в то же время делались и репортажные серии. Просто так получается, что работаешь сразу над несколькими проектами. Потом какие-то вылетают, а какие-то неожиданно получают вторую жизнь. Для меня было удивительно и то, что это серия понравилась Андрею Ерофееву, тогдашнему куратору современного искусства в Третьяковке. А он ведь предпочитал остросоциальные темы.

Галерея «Меглинская» говорит о какой-то «уникальной печати».
Это авторская серебряная печать. Как печатали столетие назад. Галерея – место коммерческое, им нужно продать уникальные снимки. В этом, собственно, и есть эксклюзивность.

Фотография – вещь спонтанная. Но вы однажды сказали, что выбор места съемки определяет будущий образ. Сейчас у вас преобладает спонтанность или предсказуемость в работе?
Трудно сказать. Вот, например, 31 марта я снимал марши оппозиции. Понятно, что проходят они каждый год в один и тот же день. И тут вроде бы все предсказуемо. Но никто же не знает, какая будет погода: солнце, дождь или снег. Притом фотография уже более столетия остается светописью. Было солнечное марево – отлично. Но какой ракурс взять, какое освещение выбрать?

Насколько меняется типаж людей на всех этих митингах и шествиях? Вообще как меняются ваши герои?

Я сам поражен. Двадцать лет назад мне казалось, что уходит целое поколение со своим антуражем. Я мысленно с ним прощался. И вдруг сейчас они откуда-то появились вновь. Вплоть до того, что те же самые шапочки на дамах лет сорока. Мистика какая-то.

Расскажите о своем Париже.
Это тоже старая серия. Заказная – тогда Ольга Свиблова отправила в Париж около 60 российских фотографов. Из них только шестеро смогли интересно и внятно высказаться.

Думаю, вам не раз говорили, что ваш Париж – слишком «мухинский». Без туристического восхищения...
Настроение там не туристское. Лица жестче. Такая европейская закрытость. В Лондоне сейчас вообще нельзя людей снимать – сразу полиция подбегает.

Есть у вас один потрясающий парижский портрет – эдакий декадент на авто, богемный персонаж из начала ХХ века (фото слева). Где вы его нашли?
Возвращался откуда-то в четыре часа ночи. Увидел группу арабов – явно криминальная компания. По идее, надо было срочно бежать. И вдруг среди них такой вот персонаж в рубашке. Я подошел, попросил сфотографировать, и он начал позировать. Получилось эстетское фото, хотя в реальности все было наоборот.

Игорь Мухин когда-то работал техником по отоплению и дворником. В 24 года начал сотрудничать с журналами как независимый фотограф. С 1987-го его персональные выставки регулярно проводятся в России и за рубежом. В 1994-м он получает Госпремию РФ «Человек искусства», в 1999-м – премию Мэрии Парижа.

«Москва – Париж» / до 25 апреля / Московский музей современного искусства / Ермолаевский пер., 17 / 694-66-60

«Огород» / до 20 мая / галерея «Меглинская» на «Винзаводе» / 4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6 / 956-94-98

Отзывы о «Игорь Мухин: «В Лондоне невозможно людей снимать – тут же полиция подбегает»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

до 4 фев | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись, скульптура до 4 фев

До абсурда и жути жизнерадостный поп-арт из Японии.

Выбор редакции

до 14 янв | Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, графика до 14 янв

Московский дебют главных художников Австрии.

Выбор редакции

до 12 ноя | ГМИИ им. А. С. Пушкина, графика, инсталляция до 12 ноя

Пороховая живопись и гора берез — как видит революцию китайский автор.

до 3 дек | Центр фотографии им. братьев Люмьер, фотография до 3 дек

Звезды рока, моды и кино: от The Beatles до Моники Белуччи.

до 10 дек | Мультимедиа Арт Музей, фотография до 10 дек

Ранние снимки фотографа-легенды.

до 5 ноя | Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, инсталляция до 5 ноя

до 21 янв | Третьяковская галерея в Лаврушинском, графика, живопись до 21 янв

Москва до реновации. Лучшие городские виды XVII–XXI веков.

до 13 ноя | Stella Art Foundation, инсталляция, перформанс до 13 ноя

Шоу от концептуалистов: рэп на латыни и монахини на лыжах.

до 31 янв | ArtPlay, мультимедиа до 31 янв

Проект, посвященный творчеству одного из мастеров Северного Возрождения.

до 14 янв | Еврейский музей и Центр толерантности, историческая до 14 янв

Рассказ о еврейском сообществе в первые годы после революции.

до 20 ноя | Московский музей современного искусства на Петровке, графика, живопись, скульптура до 20 ноя

Новый взгляд на советское искусство.

до 5 ноя | Музей Москва Сити, живопись, инсталляция до 5 ноя