Филипп Киркоров в царской мантии, Людмила Гурченко в образе любительницы абсента, Илья Авербух и Ирина Лобачева верхом на Сером волке… А на картине «Портрет Потемкина» кто? Да это же Дмитрий Дибров! Далее – «Семейный портрет» Ширвиндтов – «Иван Грозный убивает своего сына». Задуманный несколько лет назад фотопроект «Частная коллекция» неожиданно для всех (и для ее создателя Екатерины Рождественской тоже) вызвал настоящий ажиотаж у публики: одноименную выставку в Московском Доме Фотографии решили продлить еще на месяц.

– Фотография – это ваша вторая профессия. А какая же первая?

– Я не могу назвать фотографию своей профессией. Это хобби. А основной профессии у меня нет. Я референт-международник со знанием иностранных языков.

– Это называется «нет профессии»?

– Это не профессия. Языки сейчас все знают, это часть быта.

– Вы с детства увлекались фотографией?

– Нет. Профессиональной фотографией я занимаюсь всего четыре года, с тех пор, как купила себе профессиональную камеру. До этого снимала как все – мыльницей. Желание фотографировать, наверное, выросло из моей детской любви к живописи. Мне очень нравилось рисовать, но у меня ничего не получалось. А запечатлеть то, что понравилось, очень хотелось.

– Что вы фотографировали?

– В основном своих детей и природу. Не пейзажи, а какие-то отдельные фрагменты: красивый листок, цветы. Получалось, как на художественной открытке.

– Потом решили расти и совершенствоваться?

– Нет, никаких философских подтекстов в моей деятельности не было, все гораздо прозаичнее. Просто я занималась тем, что мне нравилось. Правда, потом, когда купила камеру, захотелось оправдать вложения. Отнесла свои работы в журнал. Жадность послужила стимулом для моей карьеры (смеется).

– Ваша карьера началась с того, что вы просто принесли фотографии в журнал?

– Мне повезло, у меня муж здесь работает. Если бы я пришла в какое-то другое издание, мне могли бы сказать: «Хорошо, хорошо, мы посмотрим». А потом мои фотографии могли появиться в другом месте и под другой фамилией. Такое, к сожалению, тоже бывает. Но я оказалась в нужном месте в нужное время. Я рассказала мужу о своей идее, сделала восемь работ. Вначале мне казалось, что это будет одноразовый проект. А потом как-то все пошло, заинтересовались люди, захотели сниматься.

– Как возникла идея сделать известных людей нашего времени героями знаменитых полотен?

– Одна из моих подруг как две капли воды была похожа на художницу Зинаиду Серебрякову. Помните ее автопортрет? Мне показалось очень интересным сфотографировать подругу в такой же позе в похожем интерьере. Есть такая детская игра «Найдите 10 отличий». Сначала в качестве моделей я привлекала своих знакомых. Мы «инсценировали» васнецовскую «Аленушку», врубелевскую «Царевну Лебедь», «Княжну Тараканову» Флавицкого. Потом стали позировать известные люди.

– Кто был «первопроходцем»?

– Ирина Аллегрова в образе Нефертити.

– Любопытно узнать, как вы работаете: сначала выбираете картину, потом решаете, кто из знаменитостей больше похож на ее персонажа? Или, наоборот, подбираете полотно специально для звезды?

– Сначала мы получаем согласие человека на участие в проекте. Потом я сажусь за альбомы, просматриваю множество иллюстраций, нахожу какие-то варианты, выбираю лучший. Затем костюмер заказывает костюмы, гример подбирает парики. Когда приходит «натурщик», все уже готово. На одну фотосессию мы тратим около часа.

– А если человеку не понравилась картина, которую вы для него подобрали?

– Ищем другую. У нас огромный шкаф с художественными альбомами, сидим, листаем вместе. Олегу Газманову, например, не понравилась картина «Смерть Марата», которую для него подобрали. Он решил, что будет Давидом.

– Каким Давидом?

– Микеланджеловским. Обнаженным юношой. Пожалуйста! Показали, что человек находится в прекрасной физической форме. Я никогда не настаиваю на своем варианте. Нужно, чтобы человеку было легко и приятно с нами работать. А героем какой картины он станет – не так уж важно. Есть сотни тысяч полотен, всегда можно найти что-то интересное.

– Бывает ли, что человек не нравится себе на картине?

– Один такой случай был с Роксаной Бабаян. Она сказала, что на картине получилась не молодая испанка, а старая армянка. Мы отказались от этого варианта, что-нибудь другое для нее придумаем. Пока герой не одобрил свою фотографию, в печать она не идет.

– Неужели во время съемок звезды не капризничают?

– Капризничают. Но не все. Я к этому отношусь спокойно, это часть работы. Уговариваем, задабриваем, угощаем чаем. Знаменитости – это ведь дети. Взрослые дети.

– Трудно ли подбирать декорации, реквизит?

– У нас есть своя студия, небольшая «костюмерная». Многие портреты делаются просто на черном фоне. Тяжело нам дался, пожалуй, лишь проект «Реинкарнация», съемки которого проходили на природе. Нужно было везти с собой декорации, оборудование. Было холодно, сыро. Поэтому я больше люблю работать в студии.

– В картине «Дама с горностаем» на руках у Кристины Орбакайте сидит какая-то невиданная зверушка…

– Это хорек. Мы взяли его чучело в магазине «Охотник». Потом на компьютере переделали его в горностая.

– Обычно вы работаете сразу над несколькими проектами. Параллельно с «Частной коллекцией» выходят работы из серии «Ассоциации», «Мечта детства». Что-нибудь новенькое готовите?

– Уже готова очередная серия «XX век», подразделяющаяся на картины по десятилетиям: 20-е, 30-е, 40‑е… Это мое представление об ушедшем веке. В проекте приняли участие Людмила Гурченко, Николай Цискаридзе, Дмитрий Нагиев, Юлия Меньшова, Алсу, Лев Лещенко, Антон Комолов и другие.

– Создается впечатление, что вы создали портреты всех наших знаменитостей.

– Еще не всех, но у нас уже 310 картин.

– Неужели никто не отказывается от участия в проекте?

– Редко, но случается. Отказался Владимир Познер, который наряжаться в какие-то нелепые одежды счел несерьезным для человека, ведущего политическую программу. Передала свой отказ через пресс-службу Людмила Путина, отшутившись, что еще не готова. Отказалась Валентина Терешкова, которая сказала, что любит наш проект, но не любит переодеваться, позировать перед камерой. Иногда я отказываюсь от работы. Это случается, когда человек просит денег за участие в проекте. Есть люди, которые начинают диалог с вопроса: «А сколько мне заплатят?»

– Для вас это неприемлемо?

– Конечно. У нас взаимовыгодный проект: люди получают рекламу, я – новых героев.

– Наверняка поступают и другие предложения, когда кто-то хочет попасть в «Частную коллекцию» за деньги.

– Конечно. Певица Саша предлагала, Авраам Руссо. Мы отказываемся, потому что понимаем: стоит только раз взять деньги, как сразу замараешься, поползут слухи. Иногда меня просто терроризируют звонками: «Сколько вы им платите? А сколько они вам?» Нисколько. Для меня есть один критерий отбора людей: отсутствие необходимости расшифровывать, кто это такой. Саша – кто это: мальчик, девочка, певица, актриса? Это не для нашего проекта. Наш герой – человек узнаваемый.

– У вас большая семья?

– У нас с мужем три сына. Старшему, Алексею, шестнадцать с половиной. Среднему, Мите, – тринадцать, младшему – год и восемь месяцев. Алексей – геймер, увлекается компьютерными играми. В нынешнем году завоевал восьмое место на международном конкурсе, и я поняла, что это серьезно. Еще он играет на гитаре, у него своя группа. Митя – рыбак, выращивает в аквариуме рыб и помогает мне в проекте «Мечта детства» – делает рисунки на подложку.

– Как сыновья относятся к вашей работе?

– Критично, хотя с большим удовольствием рассматривают работы. Делают замечания, иногда существенные.

– Альбом будете издавать?

– Уже существует каталог «Частная коллекция». Правда, он издан очень небольшим тиражом в качестве подарка для тех, кто принимал участие в проекте. Возможно, через некоторое время будет выпущен и альбом для продажи.

Московский дом фотографии, ул. Остоженка, 18