«Честно говоря, я не была женщиной в его стиле», – признавалась Лидия Делекторская. Однако именно она на протяжении многих лет была любимой натурщицей, помощницей и подругой великого Анри Матисса.

В Музее личных коллекций открывается выставка «Лидия Делекторская – Анри Матисс. Взгляд из Москвы». В экспозиции более 200 произведений искусства, мемориальных предметов, книг, фотографий и документов, переданных Лидией Николаевной в дар музею. Из четырех картин, одной скульптуры, сотни рисунков и набросков, трех десятков листов печатной графики, семи книг, оформленных Матиссом, предметов декоративно-прикладного и народного искусства и личных вещей из мастерской получилась увлекательная повесть о непростых отношениях художника и его музы.

Жизнь Лидии Делекторской  похожа на роман с лихо закрученной интригой. Детство в Сибири, Гражданская война, бегство во Францию… В 1932 году, оставшись без семьи, почти без средств к существованию, без знания французского языка 22-летняя русская девушка оказалась в Ницце, в доме знаменитого художника. К тому времени за плечами Анри Матисса был уже сорокалетний плодотворный и яркий путь в искусстве. Он писал огромное панно «Танец», и ему нужна была помощница в мастерской. Потом Делекторская начала позировать мастеру и вскоре стала его любимой моделью. До лета 1939 года он написал по меньшей мере 90 картин, на которых так или иначе присутствует образ прекрасной славянки.  Часть этих работ можно увидеть в лучших музеях Франции, России, США, но самые интересные произведения остались в личном собрании Лидии Николаевны.

Ежегодно Матисс преподносил своей секретарше два рисунка: один – к Новому году, другой – к дню рождения. Этими подарками, стоившими огромных денег, художник хотел обеспечить ее будущее: он так и не женился на Делекторской, и она по-прежнему оставалась одинокой иностранкой в чужой стране…