Известный театральный художник 10 марта открывает на «Винзаводе» необычный оптический проект «Город XS». Выставка обещает стать самым светским арт-событием весны — на вернисаже будет весь столичный бомонд. 

Павел Каплевич — один из самых модных в Москве сценографов. Он работал с Петром Фоменко, Аллой Сигаловой и Владимиром Мирзоевым. Роскошные костюмы в опере «Борис Годунов», которую поставил Александр Сокуров в Большом театре в 2007 году, — тоже его работа.

Создавая театральный костюм, Каплевич не пытается «привязать» его к определенной эпохе. Наоборот, его наряды напоминают что-то среднее между платьями эпохи модерн и одеяниями буддийских монахов, и, честно говоря, больше всего похожи на одежду «от кутюр». В процессе работы с тканями он даже изобрел новую технологию — «проращивание». Это когда сквозь шелк, хлопок или бархат «проращивается» парча или шерстяное сукно. В результате получается абсолютно новая (как говорит Каплевич — «живая») ткань, с помощью которой можно творить всякие удивительные штуки. Например, имитировать старинную венецианскую парчу. Или даже шкуру тигра.

В последние годы имя Каплевича все чаще звучит применительно к современному искусству. Вот и проект «Город XS» будет сделан в неожиданной для Каплевича технологии — «оп-арта», искусства иллюзий и оптического обмана. Никаких тканей вы тут не обнаружите. Зато будет много стекла, зеркал, света, дыма и разных странных звуков. Каплевич обещает показать нам суть мегаполиса — иллюзорную и обманную.

Вокруг «Города XS» какая-то неразбериха. Никто толком не может объяснить, что там будет. Может вы расскажете, что ждать зрителям на «Винзаводе»?
Мы специально говорим о новой выставке обтекаемо и непонятно. Должна, по идее, выйти «оп-арт» фантазия на тему большого города. Никаких объяснений и пресс-релизов не нужно. Человек придет, увидит и возьмет из проекта нужную для себя информацию.

Как вы создавали этот проект?
Меня соединили с группой людей, которые в «оп-арте» понимают больше меня. И я для них был неким консультантом. Вообще, я всю жизнь в чем-то консультант. Когда еще работал на Ленфильме, моя должность официально называлась «консультант по фантасмагории». А слово «консультант» у всех вызывает только одну ассоциацию — Воланд из «Мастера и Маргариты». Между прочим, между Воландом и «Городом XS» прямая связь. В «Городе» — мнимые пространства, лестницы, дымы, а у Воланда — нелепые раздевания и фальшивые деньги. Я и сам с нетерпением жду открытия выставки.

Вас раньше знали в основном как театрального художника. А сейчас вы все больше склоняетесь к contemporary art. Почему?
Если ты находишься в системе координат, тебе понятной, неважно, чем ты занимаешься. Классическим искусством, театральным или современным. Мне по барабану, как это будет названо. Я должен изобрести что-то, что останется после меня. Спектакли умирают быстро. Сейчас как главный художник я готовлю церемонию закрытия «Золотой маски». Пригласил к себе Иру Корину и Лешу Красновского — как раз из среды современных художников. С Гошей Острецовым мы были рядом в начале моего пути. С Сашей Бродским когда-то вместе делали спектакль «Гроза»: я — костюмы, он — декорации. Работал в разное время с Гором Чахалом. Так что, где она, эта грань между театральным и современным художником?

Над чем сейчас работаете помимо «Города XS» и «Золотой маски»?
Видите, лежу на гобелене? Скоро начну делать большую выставку фресок-гобеленов. Они тоже будут иллюзорными. Вот гобелен — 3,5 на 4 метра — с крокодилом Геной и Чебурашкой. Совершенно непонятно, как на ткани появляется эта картинка. В общем, чертовщина. Все работы будут с моими любимыми сюжетами: «Рабочий и колхозница» рядом с Эйфелевой башней, Гагарин, пловцы — кстати, вода вокруг них будет расшита будто жемчугами.

То есть, театр и кино вы временно забросили?
Я только что выпустил премьеру — спектакль «Джентльменъ» в «Современнике». Все костюмы и декорации сделаны из моих тканей. Знаете, когда зрители их видят, начинаются аплодисменты. Но сейчас интереснее заниматься не театром или кино, а производством каких-то странных объектов. При этом я не считаю современное искусство чем-то вторичным по отношению, например, к театру.

Кстати, вы сами чаще какие выставки посещаете?
Дягилев говорил: «Удиви меня!» То, что меня может удивить, туда и хожу. Мне очень понравился проект в «Гараже» во время биеннале. А выставка, посвященная тому же Дягилеву в Третьяковке, не понравилась. Мне кажется, она была плохо организована. Я видел эту же выставку в Монте-Карло, там она как раз называлась «Удиви меня!». И была прекрасна — внушительна, лаконична и остроумна. Но все равно, на выставку в Третьяковке я пять раз ходил. Приноровился, правильно ее для себя «скадрировал» и потом уже водил туда людей и показывал им все в том порядке, в котором нужно. Я же на «Русских сезонах» давно сижу: делал спектакль про Нижинского еще в 1993-м.

А кино? Смотрите?
Мне нравятся конкретные фильмы или имена. Тарантино, братья Коэн. Самое сильное впечатление сейчас произвел «Аватар» — бездной энтузиазма и масштабом поставленных задач. Сегодня энтузиазм не так часто встречается, людям нравится эпатировать окружающих, это модно. Я же не скандальный человек. Если взять художественный горизонт, я намного скромнее других: Кулика, Врубеля, «Синих носов», АEС+F. Я не большой поклонник того, что АЕС+F делали недавно в «Гараже». Помните? Фотографии трупов в костюмах от кутюр. Понятно, что все может быть отдано на растерзание художнику, но не настолько же.

То есть, трупов, голых детей и вывернутых кишками наизнанку коров от вас ожидать не следует?
Я такого никогда в жизни не сделаю. И дело даже не в идеологии. Просто мне это несимпатично. Сейчас в искусстве многое делается намеренно негативно. А я больше к позитиву склоняюсь — хотя сегодня это и не приносит денег. Но мы-то работаем на будущее!