Творчество российских художников второй половины ХХ века изучено хуже, чем работы русских авангардистов. А ведь у великих новаторов были достойные последователи, чье творчество мы открываем для себя только сейчас.

В Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открывается первая персональная выставка Галины Молчановой (1929 – 1997): более 100 цветных линогравюр, акварели и рисунки, впервые выставляемые наследниками художницы.

Гравюрами на линолеуме Молчанова занялась в молодости, сразу после окончания ленин­градского Института им. Репина. Она изучала не только наследие предшественников по жанру
А. Остроумовой-Лебедевой и В. Фалиева, но и живопись отечественных и европейских новаторов: Малевича, Филонова, Пикассо, Клее. При этом ни в одной работе ленинградской художницы нельзя обнаружить прямых заимствований.

Возможности примитивной на первый взгляд гравюры на линолеуме как нельзя лучше подошли для выражения мировосприятия художницы: спокойного созерцания происходящего. За двадцать лет упорного труда она достигла цветовой напряженности, которая доступна не всем живописцам. Интересно, что ее многокрасочные листы, исполненные с пяти-шести досок, вовсе не имитируют живопись: даже пейзаж становился для Молчановой грандиозным, космическим «цельновидением», которого добивались русские экспериментаторы в начале ХХ века.