В Пушкинском музее — грандиозная выставка работ Пикассо. Экспозиция устроена таким образом, чтобы зритель увидел сразу весь творческий путь великого художника. Музейщики уже объявили выставку «ядром» программы года Франции в России.

 В таком количестве и качестве картин Пикассо Москва не видела полвека. Совесткие люди открыли художника в 1956-м, когда в Пушкинском же прошла его первая большая выставка. Нынешняя экспозиция — передвижная. Она представлена Национальным музеем Пикассо в Париже — главным в мире центром по изучению творчества художника. Сейчас французский музей закрыт на реконструкцию, поэтому картины, рисунки и скульптуры отправились в большое турне по планете.

В каждой стране выставка имеет свою специфику. У нас экспозиция обещает перекликаться с работами из собрания ГМИИ (к примеру, знаменитую «Девочку на шаре» повесят рядом с ее «сестрами» по периоду) и той самой выставкой 1956 года. Кроме того, в экспозиции представлено «русское измерение» Пикассо — художника связывали теплые отношения с выходцами из нашей страны. Но главное для зрителя — это возможность проследить эволюцию творчества Пикассо. Увидеть, как за переменами в настроении художника менялись его работы.

Грусть в голубых тонах
 
То, что Пабло станет художником, было понятно, кажется, с детства. По легенде, даже первым словом, которое он произнес, стало piz, сокращенное от lapiz («карандаш» — исп.). Его отец был учителем рисования и обучал сына технике живописи с юных лет — уже с 7-ми будущий основоположник кубизма был соавтором отцовских картин. В 13 Пабло написал первый большой натюрморт. Сраженный совершенством техники сына, отец настоял, чтобы Пабло допустили к конкурсным экзаменам в барселонскую школу искусств. Несмотря на то, что Пикассо был на 5-6 лет младше других учеников, он сдал экзамены с блеском и в учебе на голову превосходил остальных. Однако его вздорный характер давал о себе знать уже тогда. Пабло частенько оказывался в своеобразном «карцере», где провинившийся должен был размышлять о недостойности своего поведения.

В начале ХХ века юный Пикассо переезжает в Париж. Это время — самое непростое в жизни художника. Он испытывает постоянную депрессию и грусть. Самоубийство его друга Касахемаса усугубляет душевные страдания Пикассо. Другу художник посвятил трагическое и чем-то даже пугающее полотно: мертвого юношу освещает огромная свеча. Тогдашние картины Пикассо вообще проникнуты тоской и мыслями о смерти. Он и себя, 20-летнего, рисует бледным, с синими тенями вокруг усталых глаз. Ранний, так называемый «голубой», период творчества Пикассо представлен на выставке той самой «Смертью Касахемаса», такой же меланхоличной «Селестиной» и многими другими работами в голубых тонах.

Розовая нищета и кубы-ребусы

Исчезновению депрессии способствовала первая любовь: встреченная 23-летним Пабло 18-летняя Фернанда Оливье стала музой «розового», куда более жизнерадостного периода. Нищета и лишения, тем не менее, никуда не ушли. Он пишет бродячих комедиантов и циркачей, таких же бедных, как художник и его подруга.

Рядом со скульптурой «Шут» и гуашью «Два брата», привезенными из Парижа, в Пушкинском выставят нашу знаменитую «Девочку на шаре». Эта картина считается переходной от «голубого» к «розовому» периоду.

Новая глава в стиле: через увлечение африканской скульптурой и благодаря дружбе с художником Жоржем Браком Пикассо приходит к революционному для живописи кубизму. Будто ломая пространство, экспериментаторы превращали живописные полотна в похожие на ребусы ирреальные изображения.
На выставке можно будет увидеть, например, «Сидящую обнаженную» или «Мужчину с гитарой». Интересно, что в личной жизни Пабло тоже настало время экспериментов. Его талант становился все более признан, его картины покупали, все больше женщин хотели быть рядом с ним — а он и не противился. После нескольких лет измен и сцен ревности Пикассо расстался с Фернандой, оставив свою бывшую любовь без гроша. Через 20 лет она попробует отомстить ему, описав пикантные подробности их совместной жизни в откровенной книге воспоминаний. Пикассо будет взбешен, но популярности эта книга добавит именно ему, а не Фернанде.

Пиар по-русски

Вообще, мало можно найти среди художников с мировым именем таких ловеласов, каким был Пикассо. Но женился он впервые только в 36 лет — на русской балерине Ольге Хохловой. И не только женился, еще и венчался по всем канонам в православной церкви. Он влюбился в нее, увидев во время дягилевских «Русских сезонов». В 1916 году знаменитый антрепренер пригласил художника оформить балет «Парад». Пикассо сознательно готовил провокацию. Сегодня его ироничные эскизы к костюмам и этюды для декораций считаются шедеврами, а во время премьеры, ставшей первым и последним показом «Парада», балет был освистан публикой. Спектакль посчитали безобразным, а Пикассо в прессе стали называть «геометрическим мазилой и пачкуном». Он был очень доволен. Это только добавило известности художнику: любой пиар — хороший пиар, как сказали бы сегодня. Дягилев тоже был доволен произведенным эффектом, и с удовольствием продолжил сотрудничество с Пабло.

Русскому периоду Пикассо на выставке посвящен особый раздел. В нем — 30 рисунков и фотографий: портреты Ольги Хохловой и самого Дягилева, эскизы к балетным постановкам.

Женщины ведут к сюрреализму
Несмотря на яркую страсть Пабло к Ольге Хохловой и рождение первенца их брак изначально был обречен. Дочь царского генерала, великосветская девушка любила роскошь и праздники, а Пикассо жил лишь своей работой — и наслаждением любовью прекрасных юных дев. «Если я живу с юной, это помогает и мне оставаться юным», — говорил он. Вскоре он начал тайно встречаться с новой любовницей, Мари Терез Уолтер. Ему было 46, ей — 17, она забеременела... Рождение дочери в итоге не спасло и этот роман, хотя именно Мари Терез была музой сюрреалистического, одного из самых известных периодов творчества Пикассо. Именно она позировала ему для скульптуры «Женщина с вазой», установленной теперь на могиле художника. На московской выставке периоду сближения Пикассо с сюрреализмом уделено особое внимание: работы этого периода не часто экспонируются в нашей стране. Еще один раздел — работы, напоминающие о войне и смерти.

Пикассо тяжело переживал события Второй мировой, ярко выступая против фашизма (вспомним его знаменитого «Голубя мира»). Но после войны в его произведениях появляется больше покоя и умиротворения. В 1946-м 61-летний Пикассо встречает свою новую любовь, 21-летнюю художницу Франсуазу Жило. Франсуаза и их дети, Клод и Палома — частые герои более спокойного послевоенного периода творчества Пикассо.

Одну из работ этого времени, «Клод рисующий, Франсуаз и Палома», можно будет увидеть на выставке. Но идиллия длилась недолго: Франсуаза, не выдержав сложности характера художника и постоянных измен, оставила его, забрав детей. Через восемь лет почти 80-летний Пикассо снова женился: на этот раз его избранницей стала 34-летняя красавица Жаклин Рок. Ей, своей последней и самой верной музе, художник посвятил финальные годы жизни. Еще одной темой в этот период для него стали работы-вариации на темы картин прославленных мастеров: Курбе, Базеля, Делакруа.

Эпилогом, будто подводящим итог и московской выставке, станет работа «Завтрак на траве. По Мане». Пикассо умер в возрасте 92 лет уже дряхлым старцем, ослепшим и почти неслышащим. Жаклин была рядом до последних дней. Художник оставил около 50 тысяч работ. На выставке в Пушкинском музее — 240 экспонатов.