«Ваш досуг» встретился с молодым и уже знаменитым архитектором Борисом Бернаскони, чтобы поговорить о проблемах городской среды

33-летний
Бернаскони — это как Симачев, только в архитектуре. Молод, знаменит, обласкан тусовкой. Именного бара он, правда, еще не успел открыть. Зато имеет собственное бюро BERNASKONI с весьма амбициозным портфолио. А его идеи неизменно вызывают бурную реакцию у коллег и публики. Дом-матрешка, дом-тетрис, пресс-центр правительства Москвы, павильон «Россия» для EXPO-2010 — самые громкие проекты молодого архитектора, даром что «бумажные». Хотите увидеть его творения воочию — попробуйте проникнуть в офис компании BBDO (2-я Тверская-Ямская, 23/16, стр. 2) или зайти в одну из винотек Grand Cru. Это то, что удалось воплотить. Звездный час Бернаскони пробил полтора года назад, когда он победил в международном конкурсе на строительство Пермского художественного музея, оставив позади знаменитую Заху Хадид. Забавная деталь: члены конкурсного жюри даже не предполагали, что автор проекта-победителя так молод (проекты выставлялись анонимно, под номерами), они были уверены, что его сделал западный архитектор старше 55 лет.

Так должен выглядеть российский павильон на Expo-2010 в Шанхае

Впрочем, победа в столь престижном конкурсе еще не гарантия будущей безоблачной жизни.

На рынке сегодня побеждает не тот, кто предлагает конкурентоспособный проект, а тот, кто со всеми может договориться. Думаю, еще 50 лет — и все изменится.

Пока же Россия имеет то, чего заслуживает, о чем свидетельствует «стройка века» — лужковский Сити.

Чудовищно, некачественно построено. Едешь издали — кажется красиво, а подъезжаешь... Про дороги там напрочь забыли. Пользоваться Сити невозможно хотя бы потому, что подъехать нельзя.

Все наши архитектурные проекты устаревают еще до того, как их начинают строить. На милосердие Бернаскони к архитекторам-современникам рассчитывать не приходится. Тем не менее четверку новых зданий, на которые можно глядеть без отвращения, он назвал.
Рынок на Цветном бульваре Юрия Григоряна — классный проект, хорошо построен, правильная функция. Надеюсь, что и правильные цены на продукты будут. Офисное здание на Страстном бульваре Николая Лызлова, отлично вписанный в город дом. Жилой квартал «Аэробус» Владимира Плоткина, такая урбан-супер-графика, в свое время на «АрхМоскве» кураторы дали ему премию за лучший проект. Ну и, пожалуй, деловой квартал на «Белорусской» Бориса Левянта рядом с церковью — отличный пример, как нужно развивать территорию с точки зрения городской среды. Я считаю, что архитектура — это не стены, не материалы. Это то, что предлагается пользователю. Это функция плюс эстетика — своего рода интерфейс.

Борис признается, что в последнее время разлюбил гулять по Москве. Город сильно подурнел, приходится постоянно глаза отводить от «срама Новинского пассажа, ядовитой неоновой бижутерии Военторга» и прочих неприличных мест.

Это изнасилование города, причем изнасилование в извращенной форме, то есть насилуют труп. Иначе не назовешь. Давайте посмотрим на вещи реально. Берется дом, убивается, на его месте строится кукла и облепляется какой-то дешевой ерундой. Те фасады, которые получились на гостинице «Москва», стоят раз в 10 дешевле, чем то, что было раньше. Раньше там был камень, теперь турецкий керамогранит. Об эстетике и этике я вообще молчу. Архитектор Щусев перевернулся в гробу.

Родился и вырос Бернаскони в Москве, долго жил на Преображенке, потом на Кропоткинской, так что уехать из родного города его не заставит ни керамогранит, ни ламинат, ни ламбрекены. Впрочем, если раньше перспективу перебраться из столицы куда-нибудь «к тетке, в глушь, в Саратов» вряд ли кто-то оценивал серьезно, то теперь провинциальный дауншифтинг стал настоящим трендом.
Ехал недавно с таксистом в Домодедово. Почему-то мы попали в пробку прямо у аэропорта, это было в 8 утра. И вот водитель мне рассказал, что он собирается уехать из этого долбаного города в какой-нибудь город-миллионник, Екатеринбург или в крайнем случае Челябинск. Почему, спрашиваю. Он говорит: ездить невозможно, очень все дорого, тратится уйма сил, но этого все равно недостаточно, чтобы здесь жить. Люди выбирают другие города, где можно реализоваться. Я думаю, что Екатеринбург или, например, Пермь сегодня намного прогрессивнее, чем Москва. Я уверен, что регионы скоро опередят Москву за счет креатива.

Неизвестно, кем Бернаскони считает себя по убеждениям, но по всем признакам он социалист. Говорит, имей он власть, устроил бы 100 конкурсов по всем проблемным вопросам. Да и в быту, как выяснилось, Борис неприхотлив.
Вот идеальная среда архитектора. Я хотел бы жить за городом в многоквартирном доме, чтоб этажей было не больше четырех. Пусть он будет белым с темными рамами. Квартира в нем не должна быть большой, одному мне хватит 40 метров, вдвоем — 60, втроем — 120. На работу я хотел бы ездить без машины, на электричке. До электрички я бы шел пешком 10 минут, доезжал бы до города, а там пересаживался на метро или, например, на трамвай. Вся дорога должна занимать не больше 40 минут. Да, и желательно, все это должно происходить на юге Швейцарии.

Проект жилого квартала «Шведская семья»

Читая описание этого бытового рая, вы наверняка вспомнили о хрущевках. По мнению Бориса Бернаскони, так и должно выглядеть самое актуальное и стильное жилье для продвинутых аскетов.

Я считаю, что проект хрущевок идеален с социально-политической точки зрения, с точки зрения архитектуры, логистики. А самое ценное, что есть на этой территории, — это планировка. То есть дворы, деревья между этими домами, проездные дороги — все классно сделано. Но это тридцатилетний проект, срок его годности истек. Я предлагаю оставить квартал хрущевок, поселить там студентов и сделать из этого квартала комьюнити для художников, архитекторов и галеристов. Уверен, что все эти люди даже согласятся купить такие квартиры по нормальным ценам.

Тем не менее пока мало кто из горожан готов рыдать по «хрущобам». Куда больше публику волнует судьба другого памятника хрущевской архитектуры — Дом художника, который сейчас готовят к сносу.

Здание классное. Вам нравится дизайн автомобилей 60-70-х годов? Они все отлично спроектированы. Если их отреставрировать и оттюнинговать, то это все клевые объекты, просто за ними надо ухаживать. Здание ЦДХ — то же самое, точно такой же «мазератти» 69-го года. Просто его нужно почистить — и будет класснейший объект. Будет приезжать куча туристов.