29 января Антону Павловичу исполнилось 150. Чем не повод пройтись по чеховским местам Москвы — города, куда он приехал учиться на врача и где стал признанным писателем и драматургом.

 Московский художественный театр

Театр получил имя Чехова только в 1987 году. Именно тогда из-за творческого конфликта коллектив Московского художественного академического театра разделился на две труппы. Оставшийся на Тверском бульваре театр сохранил имя Горького, которое к тому моменту носил уже 55 лет, а переехавший в отремонтированное историческое здание МХТ в Камергерском — стал «чеховским». И не случайно: «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» были специально написаны для Художественного театра и стали одними из первых спектаклей в его репертуаре. «Чайка» идет там и сегодня. В том же здании в Камергерском работает кафе «Чеховъ» — его дверь прямо рядом с входом в театр. Здесь можно встретить Олега Табакова, Сергея Безрукова и других артистов МХТ, которые любят сюда зайти после спектаклей. Впрочем, кафе не закрытое, а совершенно общедоступное — каждый гость может отведать специальные «чеховские блюда» от шеф-повара. Неподалеку от театра в 1998-м, к 100-летию театра, установлен памятник Чехову. Сначала предполагалось, что его творцом будет Церетели, но потом, все-таки объявили конкурс. И победил скульптор Аникушин — тот самый автор замечательного памятника Пушкину перед Русским музеем в Питере. Рядом с МХТ работает симпатичный магазинчик «Чай, кофе и другие колониальные товары», — мимо дверей, откуда вырываются соблазнительные запахи, пройти невозможно. Такое же название носила бакалейная лавка семьи Чеховых в Таганроге, в которой юный Антоша помогал своим отцу и дяде.

Дом-музей Чехова в Москве

Вынужденное из-за разорения того самого магазинчика «Чай, кофе...» оставить Таганрог и перебраться в Москву, семейство Чеховых меняло квартиры довольно часто. Но главный дом-музей устроен в 6-м доме по Садовой-Кудринской. Тут писатель прожил с 1986 по 1890 годы. И за это время успел превратиться из Антоши Чехонте (под таким именем он начал печататься) в Чехова (когда известный издатель Суворин стал публиковать рассказы писателя в своем «Новом времени», тот решил отказаться от псевдонима). «Цвет у дома либеральный, то есть красный», — писал Антон Павлович о своем тогдашнем жилище. Для столицы факт удивительный: цвет дома сохранен. В доме-музее восстановлен кабинет писателя и его спальня, комнаты брата Михаила и сестры Марии, гостиная и «семейная». Сестра и вдова Чехова передали для музея множество экспонатов: от черновиков «Трех сестер» и «Шведской спички», стола, за которым был написан «Иванов», до рецептов, выписанных Чеховым-доктором, подтяжек и жилетов, которые он носил и даже его расчески и зубной щетки. К юбилею дом-музей, подняв свои запасники, открыл специальную выставку, где все эти раритеты можно подробно рассмотреть.

Московский университет

В Московский императорский университет на медицинский факультет, располагавшийся в здании на Моховой, Чехов поступил в 1879 году. Он приехал в Москву последним из своей семьи: надо было сначала окончить гимназию. Где он, к слову, не блистал, из 23 учеников в классе по успеваемости был только 11-м и за сочинения больше «тройки» не получал. «А вот мрачные, давно не ремонтированные университетские ворота; скучающий дворник в тулупе, метла, кучи снега... На свежего мальчика, приехавшего из провинции и воображающего, что храм науки — в самом деле храм, такие ворота не могут произвести здорового впечатления», — так в повести «Скучная история» Чехов описывал университет. Тем не менее, учился будущий писатель у знаменитых профессоров — Николая Склифосовского, Григория Захарьина. В 1884 году окончил университет и стал, что называется, дипломированным врачом.

Бывшая Новоекатерининская больница

В годы учебы в университете Чехов, как всякий студент-медик, должен был проходить практику. «Подопытными» для юного Антона стали пациенты Новоекатерининской больницы. У этого монументального здания с двенадцатиколонным портиком, что на Страстном бульваре у Петровских ворот, весьма незаурядная история. В конце XVIII века оно было построено для князей Гагариных. Затем здесь располагался Английский клуб. А после пожара 1812 года дом был перестроен Осипом Бове для нужд больницы. И сейчас здесь — в нынешней ГКБ № 24 — по-прежнему лечат людей.

Дом Редлиха

В конце позапрошлого века спорт в столице был не особо популярен. Да и само слово «спорт» вошло в обиход после того, как в 1883 году на ипподроме прошли первые велогонки. В то же году в доме доктора Редлиха на Страстном бульваре (сейчас дом 12) было появилось Российское гимнастическое общество. А Чехов стал одним из его учредителей. Общество стало активно пропагандировать гимнастику как простой и доступный способ укрепления здоровья. Сам Антон Павлович хоть и не увлекался гимнастикой, но, как врач отдавал ей должное и нередко «прописывал» своим пациентам, в частности архитектору Шехтелю. Тот, правда, просил заменить чем-то ее «съедобным». Сегодня в доме Редлиха вместо занятий по гимнастике и фехтованию, проходят уроки Академии танца, где всех желающих обучают сальсе, меренге и даже танцу живота.

Крестовоздвиженский храм на Чистом Вражке

Со своей будущей женой Чехов познакомился во время репетиций «Чайки» и «Царя Федора Иоанновича» в Художественном театре. В «Царе» молодая актриса Ольга Книппер репетировала Ирину, в «Чайке» — Аркадину. «Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину», — писал Чехов Суворину. В Москве Антон Павлович тогда, однако, не остался, уехал в Ялту. Но в Ирину, точнее, в Книппер, таки влюбился. Последовали многочисленные письма: сохранилось четыре с половиной сотни чеховских посланий и четыреста — ответных, от Книппер. Бывало, среди постоянных разъездов они встречались, но все-таки писали друг другу куда чаще. Этот почтовый роман длился до 1901 года, когда Книппер и Чехов обвенчались в церкви Воздвижения креста Господня. Свадьбу сыграли тайно, это было условие Чехова: «Ужасно почему-то боюсь венчания и поздравлений, и шампанского, которое нужно держать в руке и при этом неопределенно улыбаться». Жизнь их после свадьбы изменилась несильно: те же разъезды, те же письма, но теперь они стали мужем и женой, и Ольга Книппер оставалась с Чеховым до его последних дней.
Театр «Эрмитаж»

Московская премьера «Чайки», на которую сам Чехов не попал прошла 17 декабря 1898 года в театре «Эрмитаж» на Каретном ряду, где тогда ставил свои спектакли Художественный театр. До этого пьеса с треском провалилась в петербургской Александринке, Антон Павлович зарекся иметь дело со сценой и назвал театр эшафотом для драматурга. Но на сцене «Эрмитажа» «Чайку» ждал настоящий триумф. Потом здесь же, в «Эрмитаже» были показаны «Дядя Ваня» и «Три сестры». А потом, после переезда на Камергерский чайка стала эмблемой театра и украсила собой мхатовский занавес.

Домик Чехова на Малой Дмитровке
Комнаты в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке (дом 29) стали последней московской квартирой писателя. Он поселился тут, вернувшись из поездки на Сахалин, в 1890-м. «Живу я теперь на Малой Дмитровке; улица хорошая, дом особнячок, два этажа. Пока не скучно, но скука уже заглядывает ко мне в окно и грозит пальцем», — писал Чехов. Скука ли тому виной или нехватка «общественной и политической жизни», на которую он жаловался Суворину, но в 1892 году Чехов съезжает из дома, куда нередко захаживали Левитан, Гиляровский, Немирович-Данченко и где были написаны «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», «Остров Сахалин». Впоследствии в Москве Антон Павлович останавливался только в гостиницах. А в двухэтажном особнячке сейчас работает «Домик Чехова», филиал «Нового манежа», популярная выставочная площадка столицы.