Представляем лучшие дома Москвы, построенные в последние 20 лет. Пока о них говорят только знатоки. Но, возможно, через столетие их повсеместно признают архитектурными шедеврами.

Считается, что столица хороша только церквями и старинными особняками, а современная архитектура — сплошь безликие офисы. Историк и критик Николай Малинин решил опровергнуть этот предрассудок и выпустил путеводитель, который рассказывает о совсем новых, но очень достойных домах. В его гиде — более сотни строений (от резиденций до стадионов). Мы выбрали десятку. И самое замечательное то, что все они располагаются на небольшом пятачке между Пречистенской набережной и улицей Пречистенка. При желании за пару часов вы сможете осмотреть их самолично.
Офисное здание «Чайка-плаза»
1999 г. Коробейников пер., 24. Архитекторы: Александр Скокан, Дмитрий Гусев, Иван Воронежский, Ольга Фридлянд (бюро «Остоженка»). При всей скромности нашего здания, в нем есть интересный формальный трюк, заключающийся в диалоге двух элементов. Это фирменный прием «Остоженки»: одной (максимум — двумя) каплями размочить сухую плоскость и превратить ее в картинку. Здесь таких «капель» накапало целый «стакан». Он выдвинут эркером в боковой фасад, но кажется, что выдвинут из главного — где на его месте образовалась эффектная арка. «Стакан» похож на движущийся лифт, упавший откуда-то с неба, — что придает фасаду динамизм. Наконец, здесь замечательный интерьер, признанный лучшим на конкурсе «Золотое сечение».

Жилой дом в Молочном переулке
 2002 г. Молочный пер., 1. Бюро «Проект Меганом». Этот дом довольно долго — два года! — удерживал славу лучшего дома Москвы. Его фото публиковали все журналы, он собрал все возможные премии. Одновременно он был и самым дорогим. Квартиры в нем продавались по цене 10 тыс. долларов за метр. Здесь богатство, которым не кичатся, это для России — век XXI. Хотя имя ему было найдено еще в ХХ: минимализм. Простота, лаконичность, преобладание глухих плоскостей, медитативность и интригующая загадочность. К минимализму прилагаются: ритм оконных проемов, прозрачный цоколь, и, конечно же, дорогая отделка натуральным камнем.

Вилла «Остоженка»
 2002 г. Молочный пер., 1 а. Бюро «Пороект Меганом». Вилла спрятана во дворе «Молочного» дома тех же архитекторов и составляет с ним инженерное целое. Но это полноценная вилла, у которой есть и дворик (только крытый), и бассейн, и большая библиотека. Невероятен сам жанр: частный особняк в историческом центре. Поэтому он, на первый взгляд, такой непроницаемый. Но внутри все сделано в соответствии с личным миром владельца.

Жилой комплекс в Бутиковском
2003 г. Бутиковский пер., 5. Бюро «Сергей Скуратов Architects». Это, пожалуй, самое эстетское здание Москвы. Нет такого другого дома, стена которого была бы разработана столь тщательно и заботливо: объем, плоскость, линия, детали, фактура, ритм. Гармония не классической симфонии, а, скорее, джазового ноктюрна. Главную скрипку в этой пьесе играет черный бельгийский кирпич. Здесь, впервые в Москве на фасадах применено большое количество дерева — в оконных проемах стоят широкие панели из канадского мореного дуба.

Жилой комплекс Copper House
2004. Бутиковский пер., 3. Бюро «Сергей Скуратов Architects». Учитывая, что набор материалов, из которых может быть построено здание, не так уж и велик, можно сказать, что закрыта последняя страница: в Москве появился медный дом. В мире таких сооружений уже довольно много. Цвет фасадов — патина, тот самый налет, которым покрываются памятники, символ честной старины и исторической значимости. Но в данном случае патина нанесена искусственно (с помощью немецких технологий). В доме собраны все самые модные приемы современной архитектуры и спаяны фирменным скуратовским рисунком.

Жилой комплекс Crystall House
2006 г. Коробейников пер., 1. Бюро «проект Меганом». Если идти к этому дому со стороны Крымского моста, взору предстает феерическое зрелище. Гигантский пустырь, снег, собаки, последние руины текстильной фабрики. А надо всем этим, как будто совсем из другой жизни, плывет шикарный лайнер из мрамора с хрустальными кубиками рубок. Этот дом, пожалуй, самый «берлинский» в Москве. Здесь применен любимый трюк немецких зодчих — навесной стеклянный фасад на глухой стене. Великолепный эффект возникает за счет того, что остеклен каждый куб очень изобретательно. Здесь не только навесные экраны, но и нормальные витражи, и матовое стекло. А еще разнообразные вырезы в плоскости остекления.

Галерея актуального искусства RuArts
2005 г. Зачатьевский пер., 10. Бюро «Атриум». Это, пожалуй, первое в Москве выставочное пространство, где архитектура стала экспонатом. Точнее так: Оно (современное искусство) и Она (архитектура) наконец нашли друг друга. Внутри брутальная лестница (кажется, что сквозь дом падал бетонный куб, да так и застрял), изгиб перил, стык стеклянных панелей, щель между плоскостями — все это тотальная инсталляция. И когда видишь, как стекло примыкает к бетону, то первое, что вспоминаешь, это стеклышки Франциско Инфанте, вставленные в природный ландшафт и творчески его преломляющие.

Международный московский банк
995 г. Пречистенская наб., 9-11. Бюро «Остоженка». В 1998 году по итогам «Московского рейтинга» этот дом был признан лучшим зданием города за 10 лет. Нужно просто вспомнить, что в 1995 году в Москве не было современной архитектуры. И это был первый по-настоящему качественный дом — с хорошей планировкой, добротными деталями и отлично построенный. Сегодня он смотрится не столь эффектно, зато в нем нет никакой избыточной чопорности, свойственной новым офисам.

Жилой дом «Стольник»
2003 г. Малый Левшинский пер., 5. Бюро «А-Б». Это абсолютный взрыв, сравнимый с музеем в Бильбао (знаменитая модернистская постройка Франка Гери). Дом выглядит так, словно «вырос гриб лиловый, и кончилась земля». Бюро, построившее его, на самом деле носит название «Арт-Бля», оно известно своими акциями на арт-сцене. И в своем архитектурном проекте они воплотили свои любимые приемы: всевозможные округлости, стеб, хайтековский напор.

Офисный комплекс в Гагаринском
2000-2008 г.г. Гагаринский пер., 25. Бюро «Курортпроект» и Михаил Хазанов. Оригинальный стеклянный фасад возник рядом с историческом особняком декабриста Свистунова. Фасад изогнулся несколько раз, отразив, как в сюрреалистическом фильме, арбатские переулки. Но подлинным чудом приходится признать то, что особняк был — вопреки обычаям — не снесен и построен заново, а любовно отреставрирован. Вплоть до того, что сгнившие фрагменты дерева (а он — деревянный) изымали и заменяли новыми.