В Дарвиновском музее открылась выставка, посвященная 550-летию со дня рождения Леонардо да Винчи.

Жизнь и творчество Леонардо – одна сплошная загадка. Этого человека не понимали современники, и многое из его наследия до сих пор недоступно пониманию потомков. В его дневниках есть чертежи подводных лодок и парашюта, проекты металлургических печей и прокатных станов, он придумал танк и вертолет и вообще изобрел бесконечное множество других полезных вещей. Выставку, посвященную изобретениям Леонардо, было бы уместно разместить в Политехническом музее, если бы не одно “но”: в основе его метода лежало модное ныне направление – бионика. Бионика – это подражание природе.

Первый раздел посвящен роли живой природы в изобретательстве. Если не верите, что все гениальное настолько просто, сходите на выставку, потому что принцип действия подводной лодки Леонардо да Винчи увидел в движениях морских рыб, а идея летательных аппаратов родилась у него в процессе наблюдения за птицами. В экспозиции представлены копии набросков Леонардо, на которых чертежи хитроумных машин изображены чуть ли не поверх природных образцов. Помимо рисунков на выставке представлены чучела птиц и зверей – в XVI веке они были в кабинете каждого уважающего себя ученого.

Во втором разделе - копии документов, из которых следует, что значение исследований Леонардо в области биологии переоценить невозможно. Например, он первым проследил связь между анатомией и физиологией, описал ряд костей и нервов, а также впервые выдвинул теорию об антагонизме мышц. Иначе говоря, в деле постижения законов природы Леонардо преуспел значительно больше, чем его современники. Как это ему удалось? “Я желаю сперва установить факт, а затем уже при помощи разума понять, почему этот факт того, а не иного характера”, - писал Леонардо, утверждая тем самым первостепенное значение опыта в научных исследованиях. Люди, читающие на латыни, получат от выставки двойное удовольствие: в экспозиции есть странички из дневников мастера.

“Великий ученик опыта”. Государственный Дарвиновский музей. Ул. Вавилова, 57. М. “Академическая”, “Университет”. До 15 сентября.