Федора Семенова-Амурского (1902 – 1980) никак не назовешь забытым художником. Правда, ни один музей пока не отметил его столетие фундаментальной экспозицией. Недавняя выставка в зале на Солянке представляла графику мастера на рубеже “оттепели” 1960-х. Сам же художник любил повторять, что в творчестве соревнуется с... Пабло Пикассо. Теперь в "Ковчеге" представлена его пейзажная живопись из частных коллекций.

Художник родился в Благовещенске-на-Амуре. Подобно многим современникам, в середине 20-х по путевке губкома комсомола Семенов-Амурский отправился на учебу в Москву. Среди его педагогов на графическом факультете ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа были Владимир Фаворский, Николай Купреянов, Петр Львов, Петр Митурич. Самых ранних работ на нынешней выставке нет, их вообще было немного: служба в Красной армии и поденный труд в издательствах не позволили много заниматься живописью. К тому же требовательный к себе художник не раз переписывал или уничтожал собственные произведения, казавшиеся ему несовершенными.

В пейзажах Семенова-Амурского заметно влияние французской традиции, прежде всего Матисса и Ван Гога. "В годы юности я прошел школу передвижников, - вспоминал художник. - Писал объемно, с воздушной перспективой. Потом отказался от трехмерности и перешел на двухмерное изображение, стал изучать египетское искусство, византийское и... детское творчество".

В послевоенные годы произведения Семенова-Амурского, почти исчезли с выставок. Глядя сегодня на его пейзажи, только удивляешься тому, что не так давно эти жизнеутверждающие произведения могли называть "идеологической диверсией".