“Свод” Марины Цурцумия кажется самой “необязательной” среди новых экспозиций. Долгосрочный проект "24" (забавно, что нынешняя выставка уже двадцать пятая) поначалу задумывался как показ лучших произведений в жанре архитектурной фотосъемки. То ли список именитых мастеров исчерпан, то ли погода склонила устроителей к некоторому легкомыслию, но в этот раз об архитектуре в прямом смысле нет и речи. Притянув за уши понятие небо – свод, организаторы сделали первое главным героем. Последние пять лет молодой кинорежиссер и автор выставки Марина Цурцумия собирает любительские снимки облаков и закатов-восходов, сделанные в разных городах мира. "Наблюдение неба открыло человечеству свод, купол, шатер и плафон в архитектуре. То, что человек строил из камня, дерева, металла и стекла последние пять тысяч лет, только повторяло небесное строение", - так куратор и идеолог проекта "24" Юрий Аввакумов обосновывает возникновение этой экспозиции.

"Два взгляда: вода, суда, рыбаки..." - выставка уроженца Аляски Перри Итона и россиянина Сергея Бурасовского оказывается вполне фундаментальной. Черно-белой хронике повседневной жизни американских кораблей - не торжественных океанских лайнеров, а судов-тружеников - противопоставлены сходные по сюжетам, насыщенные цветом снимки нашего соотечественника. Некоторые из них кажутся прямым продолжением недавней выставки живописи Владимира Брайнина: та же облупившаяся краска дверей и фасадов, так же фрагментарно схваченные иллюминаторы, прожекторы и рында теплохода "Ленин".

"Снимки, которых не хватало" - экспозиция подготовлена совместно с Немецким культурным центром имени Гете. Год назад она уже выставлялись в Дрездене в рамках проекта "(Не-)совершенный человек". Два десятка фотографов, хорошо известных своими работами для глянцевых немецких журналов, устав снимать стандарты красоты, обратили свое внимание на инвалидов. Приемы коммерческой фотографии, соотнесенные с обликом не привычных для светской хроники персонажей, - не попытка эпатировать зрителей, а стремление подтвердить, что в наши дни отношение к человеку с физическими или умственными недостатками неизбежно меняется. Во время посещения испытываешь чувство неловкости и задаешься вопросом: “А стоило это ТАК снимать?”.