В «Манеже» проходит выставка «Путешествие платья», посвященная знаменитому дизайнеру. Судя по количеству селебрити, которые были на открытии, это главное светское событие месяца.

Такого корреспонденты «Вашего досуга» еще не видели. Весь цокольный этаж «Манежа» напоминал Черкизон в лучшие времена. На открытии выставки «Путешествие платья» было, что называется, не протолкнуться. Причем, публика состояла исключительно из топ-моделей и их друзей олигархов. В одном углу, тесно облепленная фотографами и почитателями, давала интервью Наталья Водянова. В другом продиралась сквозь толпу Наоми Кэмпбелл, сопровождаемая вспышками и русским женихом Вячеславом Дорониным. В третьем — грустно и одиноко жалась к стене Ксения Собчак. При таком обилии VIP-персон у светских фотографов на нее просто не хватало времени. Сама героиня вечеринки — великолепная Диана — неспешно плыла по залу, каким-то чудом умудряясь в давке сохранять на лице выражение приветливости и тонкой женской мудрости.

Платье впрок
Вообще, «мудрая» — второе, что приходит в голову при взгляде на Диану фон Фюрстенберг. Первое — это, понятно, «красивая». Ей 62 года, и в своей жизни она сделала одно очень важное открытие. Мы сейчас не про платье с запахом (ударение на второй слог), изобретенное Дианой в далеких 70-х и ставшее ее главной и, в сущности, единственной визитной карточкой. Мы про умение все делать вовремя. Собственно, вся жизнь Дианы — это иллюстрация русской пословицы «Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь». Августом Дианы можно считать 1973-й — год, когда она придумала свое знаменитое немнущееся платье-халат из джерси: без застежек, но зато с цветастыми принтами на какие угодно темы. Включая отпечатки собственного паспорта. За пару лет таких халатов было продано пять миллионов штук. «Это же был просто кусок ткани с рукавами, ничего особенного», — писала потом Диана в своей автобиографии. Именно кусок ткани, а вовсе не муж-олигарх, помог Диане осуществить главную мечту — стать независимой: «Я еще в юности поняла, что не хочу быть просто женой богатого человека. И в итоге добилась своего».

Конечно, муж поначалу был. В жизни любой красивой 18-летней тусовщицы в какой-то момент появляется муж — иначе все бессмысленно: и молодость, и красота. Супругом Дианы стал австрийский принц Эгон фон Фюрстенберг, бисексуал. В довесок к мужу-аристократу прилагалась дружба с влиятельными художниками того времени, включая Уорхолла и Сен-Лорана, а также угарные вечеринки в нью-йоркском клубе Studio 54, обложки главных таблоидов и возможность продавать под брендом четы «фон Фюрстенберг» всякую ерунду — от губной помады до необязательных брошюр. Местные таблоиды в те годы не спускали с пары глаз — их называли самыми красивыми людьми Нью-Йорка.

Сценарий жизни
Вот тут-то начинается самое интересное. Пожив лет десять светской львицей, Диана решила завязывать с гламуром — надоело. Распродала лицензии, прекратила придумывать принты для своих платьев-халатов, развелась с загулявшим супругом и переехала в Париж — искать женское счастье. Что происходило с ней в Париже, доподлинно неизвестно. Вроде бы там она занималась частным, не очень удачливым книгоиздательством.
 
Однако, вернувшись в середине 90-х в Нью-Йорк, фон Фюрстенберг вдруг поняла, что забыта. Наступила та самая «зима». И на помощь тут же поспешил знакомый образ — платье с тесемочками, делающее любую женщину сексуальной принцессой. Как выяснилось, все то время, пока Диана принципиально не считала себя дизайнером, ее знаменитый запах (ударение там же) потихоньку превращался в остро-модный винтаж. За платьями двадцатилетней давности, сделанными из качественного джерси, на блошиных рынках 90-х шла охота. Она, кстати, продолжается и до сих пор. Правда, теперь уже в лучших бутиках мира.

Мудрая Диана быстро смекнула, что круче того обычного «халата» ей уже ничего не изобрести. Чуть-чуть обновила силуэт и основала под это дело собственный модный дом Diane von Furstenberg. В прошлом году марка отпраздновала 10-летие. В ее постоянных клиентках ходят Мадонна и Мишель Обама. Женщины, осуществившие успешный жизненный сценарий отличными от Дианы методами. Одна через постель, вывернутую наизнанку, другая благодаря мужу. И ту, и другую не устает жалить желтая пресса. Вспомним, хотя бы, с каким удовольствием СМИ обсуждали неадекватное поведение г-жи Обама на приеме у английской королевы. Диана этой участи умудрилась избежать. При том, что она отнюдь не ханжа. Центральное место на выставке в «Манеже» занимает гигантская фотография, на которой изображена сама Диана фон Фюрстенберг в возрасте 62 лет. Из одежды на ней только черное кружевное белье. Собственно, это и есть то, к чему юным красотка — сегодняшним королевам тусовок — следует стремиться. Возможность на седьмом десятке выставить напоказ свое тело и при этом не получить в ответ оплеухи за неподобающую возрасту pr-кампанию.

Апофеоз
Выставка «Путешествие платья» — это, на самом деле, путешествие по жизни Дианы (в ее случае платье и жизнь — синонимы). Вот она сидит на коробке с надписью «Почувствуй себя женщиной, надень платье!», рекламируя тот самый судьбоносный «халат» 1973 года. Вот бурно проводит время в Studio 54. Вот принимает участие в модной фотосессии — фотографии сделаны Хельмутом Ньютоном. Вот Диана голая (работа Франческо Скавулло). А вот ее нарисовал Энди Уорхолл — волосы красные, тени фиолетовые, платье пестрое. В общем, понятно, жила фон Фюрстенберг на полную катушку. Там и сям по залу расставлены манекены, наряженные, что бы вы думали, в платья с запахом. А венчает экспозицию фотография Беннетта Миллера — «Диана с Wonder Women». 62-летняя женщина с королевской осанкой и долгим задумчивым взглядом стоит на мосту и держит в вытянутой руке куклу Барби, как будто бы желая ее с этого моста сбросить. На Барби надето платье с запахом.

Diane von Furstenberg: Journey of a Dress, ЦВЗ «Манеж», до 22 ноября