Директор Московского дома фотографии и куратор российского павильона на Венецианской биеннале* Ольга Свиблова поговорила с «ВД» о животрепещущем и вечном.

Хрупкого стана Ольги Львовны не хватит, чтобы разместить на нем все ордена и медали, пожалованные ей властями разных стран. Однако этим пафосным украшениям, среди которых французский орден Почетного легиона и орден «За заслуги перед Отечеством», она предпочитает элегантную бижутерию, из-за чего не сразу понимаешь, что перед тобой самый настоящий генерал от искусства.

На западном фронте
В штаб Ольги Свибловой – временное прибежище Московского дома фотографии на Сущевке - корреспонденту «ВД» было велено явиться в 10 вечера. Как раз в это время из ее кабинета вышли три дамы с заговорщическим выражением лиц. «Мы переводили западную прессу, - пояснила происходящее Ольга Львовна. - Как раз сегодня появилось два новых упоминания о российском павильоне в Венеции». Отзывы о биеннальском проекте она ждет с таким же нетерпением, как мать солдата вестей с фронта: оно и понятно – последние полтора года биеннале для нее находится в центре профессиональной вселенной. Так что с самого начала беседы Свиблова принимается цитировать свежачок – публикацию французского журнала Art Actuel: «Если бы существовал приз за единство ансамбля, русский павильон его заслужил бы безусловно».

На фасаде российского павильона - поролоновый мотоциклист работы Сергея ШеховцоваОднако далеко не все критики согласятся с мнением пусть и авторитетного парижского журнала. Кураторский проект Свибловой, представленный в эти дни в Венеции, вызвал противоречивые оценки. Одни считают выставку удачной, другие упрекают Ольгу Львовну за отсутствие внятно сформулированной идеи, которая бы связывала работы 7 художников, отобранные ею для павильона (среди свибловской оппозиции такие критики, как Екатерина Деготь, Ольга Кабанова, Милена Орлова, художник Анатолий Осмоловский и еще несколько арт-тусовщиков). Меж тем, куратор довольна и самой выставкой, и тем, как на нее отреагировали.

«Выбор художников был неслучайным. Они, знаете, как в оркестре, ведут разные партии. Конечно, авторы проблематизировали предложенную тему «Победа над будущим» по-разному, но, мне кажется, что между ними была пластическая связь, они работали на контрапунктах - где-то литературных цитат, где-то пластических контрастов. И так видна была каждая работа».

Вопреки устоявшейся венецианской практике: один павильон – один художник, Ольга Свиблова сознательно предпочла моновыставке артистическую полифонию.

«Я, конечно же, знала, что люди хотят, чтобы я выставила одного или двух художников. А я считала, что в этом году нужно выставить больше. У нас есть немало авторов, которые заслуживают того, чтобы быть представленными на международной арене. Надо попасть в фокус внимания - это принципиально важно, и я постаралась сделать так, чтобы мировая публика увидела новое русское искусство».

Механический художник, сидящий в конце анфилады заброшенных комнат, в инсталляции «Art life, или Муки творчества» Гоши Острецова

В пользу такого решения, признается Свиблова, сыграл и банальный бытовой фактор.
«Да, я могла сделать выставку Володи Янкилевского, но это было бы нечестно. В павильоне нет музейных условий. Как я могла ручаться за работы, которые будут находиться там? Чтобы они потом покрылись грибком и плесенью? В павильоне ужасная сырость, нет нормального кондиционирования, у нас были проблемы с электричеством».

Победы и поражения
Участие в биеннале дает художнику ряд бонусов, среди которых полезные знакомства, приглашение к сотрудничеству от зарубежных музеев и галерей, а кроме всего прочего, возрастают рыночные цены на произведения самого автора. И в этом смысле Ольге Свибловой удалось вывести в люди не одного игрока арт-сцены, а целую команду.

«То, что Павел Пепперштейн получил сейчас предложение от пяти музеев, включая центр Помпиду, – это безусловный успех. Да, всем художникам сделаны какие-либо предложения, они все встретились с директорами музеев, с кураторами, с критиками. Это было главное - вписать наше искусство в международный контекст».

«Черные дыры» Анатолия Журавлева – это сотни крохотных фотографий людей, живших в ХХ веке.

Открытие российского павильона в Венеции ознаменовалось роскошным банкетом, как для друзей Ольги Львовны – утонченных олигархов, звезд медиа-бизнеса и половины арт-бомонда, так и для ее недругов – другой половины арт-бомонда. Последних раздражает ее умение находить общий язык с представителями финансовой элиты, которая даже в период кризиса не отказалась участвовать в ее проекте. Однако Свиблова не считает себя апологетом коммерции и гламура.

«Я не люблю рынок, я в пионерском отряде воспитывалась. Меня поздно менять, меня мама в детстве учила – деньги не красят человека. Но я понимаю, что в реальности без рынка ничего не существует. Без денег книжки не печатаются, без денег – производства нет, без денег - искусства нет. Искусство всегда прорастало там, где страны процветали. Почему в Венеции такое количество искусства везде? Да потому, что в этот момент венецианские купцы неплохо жили и его заказывали. Ровно так же, как новые русские олигархи. Ничего плохого в этом нет, это норма жизни».

Железная леди
Скандальная инсталляция «Красное и черное», автор - Андрей Молодкин.Между тем, не обошлось и без скандала. Художник Алексей Молодкин, чья работа «Красное и черное» была представлена в павильоне (две Ники, в одной из которых циркулировала кровь, а в другой - нефть), разместил провокационные надписи, согласно которым в одной из фигур находится «свежая чеченская нефть», а в другой «кровь русских солдат, воевавших в Чечне».

«Я узнала об этом только на второй день после открытия. Я была очень неприятно удивлена, что он захотел сузить метафизический смысл этой работы за счет того, что хотят услышать СМИ. Если бы это была кровь оттуда, откуда он написал, и нефть оттуда, откуда он написал, я могла бы обсуждать возможность сузить рамки, но показать реальность. Но, если это спекуляция и симуляция, этого делать нельзя. У меня вообще мало принципов человеческих, но некоторые есть, и я на них стою».

Скандальная инсталляция «Красное и черное», автор - Андрей Молодкин.

В то, что скандал был незапланированным, Свибловой поверили не все, а история эта стала еще одним поводом для упреков в ее адрес. Тем не менее, стоит учитывать, что пост куратора национального павильона – расстрельная должность.

«Я не дурочка, когда я принимаю какое-то предложение, то прекрасно знаю, что из этого следует. Но когда ты понимаешь контекст, ты всю эту критику принимаешь как должное. Это такой стереотип. Вот прошло «Евровидение», оно здорово получилось, и вот давайте его теперь кусать со всех сторон. Случился фестиваль кино, ну, мог бы случиться и лучше, но было много интересного кино. Нет, мы обязательно будем говорить мазохистски, что все плохо, все ужасно, катастрофа. Я, конечно же, знаю, что хочет русский контекст, но поступила иначе. А вот получилось это или не получилось, мы будем судить в конце биеннале по объективным показателям».

Вопреки всем законам физики и физиологии, Свиблова воплощает собой модель вечного двигателя. С утра до ночи она генерирует идеи, ищет спонсоров, учит художников сдавать работы в срок, налаживает электропроводку и устраняет течь в российском павильоне на Венецианской биеннале. И все это, не выпуская из рук любимой сигареты.

*Венецианская биеннале – один из старейших (основан в 1895 году) и авторитетнейших фестивалей современного искусства. Раз в два года (в переводе с итальянского biennale означает «двухгодичный») страны-участницы форума представляют выставки в национальных павильонах. В 2009-м куратором российского проекта стала Ольга Свиблова – директор Московского дома фотографии, ныне именуемого Мультимедийным комплексом актуальных искусств. Для выставки в павильоне «Россия» она выбрала работы художников Павла Пепперштейна, Алексея Каллимы, Гоши Острецова, Анатолия Журавлева, Ирины Кориной, Андрея Молодкина и Сергея Шеховцова.

53-я Венецианская биеннале. Венеция (Италия). До 22 ноября. biennalecorporate.ogilvy.it