В Кремле открывается выставка немецких сокровищ «Вольный имперский город Аугсбург. Столетия величия».

Помните блоху, которую Левша подковал? Апофеоз европейских «точных технологий» и русского к ним отношения – задать жару заморским роботам. В повести Николая Лескова эта привезенная Александром I блоха, умевшая «дансе» танцевать, - «аглицкая». В XIX веке англичане задавали моду на хитроумные штуковины: внутри они поместили «брюшную машинку». Но если бы Лесков писал про XVII век (а тогда в Россию и стали проникать заморские чудеса) он непременно вывел бы «блоху аугсбургскую». В это время южнонемецкий Аугсбург славился на всю Европу умением производить то, что нынче называется luxury, - эксклюзивные изделия для королевских особ и тех, кто не желает от них отставать. Ни один уважающий себя император не мог обойтись без аугсбургского серебряного сервиза или часов, которые по сложности механизма и его точности превосходили всех мыслимых блох.

Кружка с изображением вакханалии. Георг Петель (резчик по слоновой кости) и Ханс Кристоф II Фезенмайр (златокузнец). 1630 год.О богатстве Аугсбурга ходили легенды. Город стоял на старой римской дороге, ведущей в Германию, и на торговле солью и серебром его купцы сорвали мощный куш. Их не донимали князья и прочие местные аристократы – «вольный город» из-за своего стратегического положения считался императорским. Прогрессивные богачи Аугсбурга (а особенно выделялись два семейства – Фуггеры и Вельцеры) мало того, что с XVI века давали ссуды самому кайзеру, с не меньшим размахом занимались благотворительностью и меценатством. Яков Фуггер построил целый квартал для людей, не имеющих крова и кровных. Аугсбургское начинание существует по сей день: в поселениях Feggerei самая низкая плата за жилье – 1 евро в год. Помимо этого, на вклады возводились общественно значимые объекты. Например, колодцы. Не абы какие, а украшенные бронзовыми скульптурами Адриана де Вриса (первостатейного мастера, прошедшего итальянскую выучку).

Впрочем, мы отвлеклись от роскоши XVI-XVII веков, которую, собственно, привозят в Кремль. Сказать честно, аугсбургского серебра и в нашей Оружейной палате хоть отбавляй (ведь ясно, что русские цари не могли пройти стороной от общеевропейской роскоши). Например, кувшины для вина, сделанные в виде фигур кентавров и всадников. Или блюдо, посланное русскому царю, на котором отчеканены турки, простирающиеся у ног австрийского цезаря (в XVII веке турецкие солдаты чуть было не заняли Вену).

«Амур, укрощающий лебедя».  Адриан де Врис. 1602 год.И все-таки коллекция из Музея Максимилиана, которая едет в Кремль – первоклассная, славящаяся на весь мир. Немецкий Музей Максимилиана – это два старинных дома, до краев наполненные изделиями аугсбургских умельцев (музей открыли в XIX веке для того, чтобы показать ремесленное богатство края). Но кто туда попадет? Если только кто-то, напившись пива в Мюнхене, завернет в третий по величине центр Баварии. Ради Кремля город расстается с лучшим, что у него есть – со скульптурами для фонтана «Геркулес», вылитых тем самым шикарным де Врисом. Блюдам и кубкам, понятно, не будет числа. Всего 200 экспонатов, которые, расположат так, что зритель буквально окунется в атмосферу ренессансного Аугсбурга.

В качестве гарнира к барочной ювелирке будут поданы фарфоровые блюда, расписанные фирменными узорами (на тарелках XVIII века изображается, ни много ни мало, история Аугсбурга как текстильного центра), уже упомянутая бронза с фонтанов и хитроумные часы, за которыми четыре столетия назад охотилась вся знать Европы. В общем, если где-то еще водится у нас Левша – ему в Кремль.

Выставка «Вольный имперский город Аугсбург. Столетия величия». Музеи Кремля (Одностолпная палата Патриаршего дворца). 17 июня – 22 сентября.