Голландец Эрвин Олаф — признанный гений современной фотографии. Снимает коммерческую рекламу BMW, Levi's, Microsoft и ... шокирующие серии про одиночество, страх и секс. Мистер Олаф дал небольшой мастер-класс «ВД» — как сделать идеальное фото.

Модель

Гламурные модели - вовсе не главные персонажи постановочных сессий Олафа. Так, в черно-белой серии Chessmen (1988) фигурируют толстухи в доспехах викингов и голые карлики, в Mature (1998) — эротично одетые 80-летние женщины с варикозом и целлюлитом, в Hope (2005) — домохозяйки. Для Олафа главное — не красота, а выразительность.

В модели должен быть некий изъян - только тогда она мне интересна. Например, красивая, но очень толстая женщина. Или старуха, но с безупречной кожей лица. Или молодая девушка - очень симпатичная и милая, но очень неуверенная в себе. Фотограф должен увидеть этот изъян и на нем построить историю снимка.

Интерьер

Эрвин Олаф. Рекламная серия Moda New York TimesФотографии Олафа напоминают квест, в котором много предметов-деталей. Кажется, кликни по ним. и тут же откроется выход на новые уровни. Например, фотографии Paradise The Club (2001/2002), если смотреть на них издалека, похожи на цветасто-телесное месиво. Приглядевшись, обнаруживаешь сюрреалистическую сексуальную оргию в цирке — с клоунами, карликами, качелями, конфетти и обнаженными красотками. Но иногда Олаф намеренно акцентирует внимание на одной, зато выразительной детали: цветок на фоне мещанских обоев, стерильно чистая кухня, посередине которой сидит печальная одинокая женщина.

Я люблю, когда в кадре много деталей. Только не спрашивайте меня о значении каждой! Иногда мне достаточно трех-четырех предметов, чтобы создать композицию, но обычно их гораздо больше. Как правило, я пользуюсь вещами, которые есть под рукой. Специально не готовлюсь к интерьерной съемке — надеюсь на интуицию. Единственная моя серия, где я точно знаю, что символизирует предмет — это Grief («Горе», 2007). Там на каждой фотографии - цветы. Считается, что комнатные цветы делают дом уютнее. На самом деле, они не приносят ничего - ни радости, ни любви, только одиночество.

Свет

У Олафа кинематографическое чувство света. Сцены в кабинете врача или в гостиничном коридоре благодаря особому свету «нуар» напоминают раскадровки из детектива. И хотя ничего особенного на фотографиях вроде бы не происходит, возникает ощущение, что сейчас здесь произойдет убийство.

Я старомоден в своем подходе к свету. На меня сильно повлиял кинематограф 40-50-х. Мне нравится свет в фильмах того периода. Обычно для своих фотографий я использую несколько источников света. Но главных - два: ниспадающий и подсвечивающий. Еще мне нравится голландская живопись XVIII века - я много взял из нее для своих фотографий. Например, то, как падают тени.                                              Эрвин Олаф. Серия «Дождь» - сцена в офисе.

Провокация

Самая нашумевшая и неполиткорректная серия Олафа — Royal Blood (1997, 2000). Портреты принцессы Дианы, на тот момент уже мертвой, с ранами в виде значка Мерседеса. В западной прессе работы Олафа называют «ударом по голове обывателя».

Я никогда не стараюсь намеренно спровоцировать зрителя. Просто когда-то мне хотелось, чтобы мои работы смотрели — поэтому я и придумывал такие «кровавые» сюжеты. Сейчас я старше и опытнее. По большому счету, мне все равно, будете вы смотреть мои фотографии или нет. Единственно, провокация по-прежнему необходима в рекламных съемках. Но вообще зритель чувствует, когда ты его хочешь намеренно напугать, и отворачивается от тебя. Люди не любят неискренности. Кстати, Royal Blood шесть лет назад уже показывали в Москве. Поэтому для нынешней выставки мы отобрали непровокационные, спокойные фотографии.

Эрвин Олаф. Серия «Дождь»

Бренды

В 2000-м Олаф снял серию Fashion Victims — с голыми моделями и пакетами Chanel, Hugo Boss и Calvin Klеin, надетыми им на голову. После чего стали говорить о том, что Олаф ненавидит рекламную индустрию.

Ой, это самая смешная история, которая со мной когда-либо происходила. Я только что был в Германии — и там меня спрашивали: «Вы правда ненавидите рекламу?». В Чехии - то же самое. Так вот. Рекламу я не ненавижу. Просто я критично отношусь к модной индустрии, которая в последние 25 лет слишком переоценена. Люди забыли, что одежда — это просто продукт, к которому не стоит относиться слишком серьезно. Как стулья IKEA, цветы в вазе и т.д. Эта серия — просто шутка. Я сейчас подумываю о новом проекте, связанном с порнографией. Хочу тоже внедрить в него какие-нибудь бренды — будет суперсмешно.

Эрвин Олаф. Серия «Последний писк моды».Фотошоп

В серии Le Dernier Cri у моделей в лица «вживлены» украшения. Черно-белый проект Blacks (1990/2000) представляет собой «портреты» античных и средневековых героев, как будто отлитые в бронзе. В серии Mind Of Their Own (1995) люди с синдромом Дауна изображены в традициях знаменитых коллажистов Пьера и Жиля.

У меня было два периода: фотошопный, когда я очень активно пользовался этой программой — в частности рисовал раны на теле принцессы Дианы, и нефотошопный. Сейчас я понял, что фотошоп очень отделяет фотографа от зрителя, поэтому пользуюсь им только для того, чтобы подкорректировать цвет.

Абсурд

Сюжеты его фотографий напоминают фильмы Дэвида Линча, в которых непонятно что и зачем происходит. С неба падают кошки, цыган скачет на лошади, держа в руке стул.

Я не имею ни малейшего понятия, откуда это берется в моей голове. Все происходит спонтанно. Я прихожу на съемку, оглядываюсь и интуитивно понимаю, какую странность сфотографирую на этот раз. Иногда идеи подсказывают сами модели. Любой фотограф должен понимать — все давно снято. Единственное, что еще возможно — снять что-то привычное, но в странном ракурсе.

Выставка работ Эрвина Олафа «Последние события» в  ЦВЗ «Манеж»