Ряд галерей со свойственным им черным и светлым юмором устроили предновогодние выставки. Здесь нет особенно мощных произведений, зато много креатива и артистического задора.

Понятно, что встреча с искусством — сама по себе праздник. Поэтому наши главные музеи, готовясь к Рождеству, не размениваются по пустякам. Тернер в Пушкинском, Боровиковский и поздняя икона в Третьяковке, война 1812 года в Историческом, Энди Уорхол в Центре современного искусства на Гоголевском... Сплошь блокбастеры для семейного выхода. Между тем, несколько галерей создали проекты, откликающиеся на предстоящее торжество. Нельзя сказать, что это топовые площадки — скорее, на любителя — но в их камерности и неформальности есть своя прелесть.
Так галерея Веры Погодиной (VP-Studio, существующая пока в режиме квартирных выставок) попросила дружественных художников создать новогодние открытки. Известно, что в свое время такие столпы живописи как Айвазовский или Шишкин не брезговали рисовать малоформатные картинки для поздравлений. Наши воротилы актуального искусство тоже с радостью откликнулись на почин и повеселились от души: Батынков и Дубосарский, Насонов и Шеховцов, Бродский и Ксюта, плюс еще десяток мастеров создали ироничные открытки. Смотреть стоит для поднятия настроения, только предварительно договоритесь о визите.

Продолжить знакомство с новогодним креативом стоит в новом зале «Laboratoria» (Пер. Обуха, 3). Когда эта галерея только открывалась, она заявляла, что попытается соединить науку и искусство. Поэтому нынешний проект - «Сказки братьев Юнг» - и называется «научно-художественным». Здесь обыгрываются сказки Гримм, вот только рассказывают их от лица безумных ученых (психоаналитиков Юнгов). Взять хоть «Клубок судьбы» Саши Сухаревой или графити «Затруднения ученого» группы 310. Правду сказать, многое работы (например, «Водолазы» Леонида Тишкова) уже демонстрировались в других проектах. Но это не отменяет оригинальности.
Точно также и респектабельная галерея «Триумф» (довольно закрытое олигархическое место) выставила по новогодней эмблемой своих фирменных английских скандалистов: от Дамьена Херста до братьев Чепмэн. Работы наполнены черной иронией и все их объединяет страшный заголовок Dead Moroz. Если в «Триумфе» Дед Мороз и умер, то его спокойно заменит Святой Николай (или, по-западному, Санта Клаус), которому воздают хвалы современные художники в Зверевском центре современного искусстве. Выставка носит название «Сказки-раскраски» и полна неожиданными сюжетами.