В столице открывается грандиозный проект, посвященный видеоработам Энди Уорхола. Картинами основателя поп-арта сегодня вряд ли удивишь – без них сейчас не обходится ни один аукцион или благотворительная выставка. Совсем иначе обстоят дела с его фильмами: о них многим доводилось только слышать. Ситуацию призвана исправить экспозиция «Энди Уорхол. Живые портреты».

С Энди Уорхолом здоровались за руку не только поп-звезды, но и продавцы супермаркетов, проститутки с Манхэттена и трансвеститы из Сохо. В свиту короля поп-арта в принципе мог попасть любой человек. Достаточно было обладать одним из трех качеств: а) физическая красота, б) экстравагантность, в) известность. Уорхол собирал людей с такой же страстью, с какой коллекционировал вещи, а их имена он заносил в свою записную книжку, будто в каталог. Проснувшись утром, Энди первым делом снимал трубку телефона – искал любого, кто был способен помочь ему убить время (последнее, по его собственному признанию, и было единственно верным способом распоряжаться жизнью). Другое дело, что между телефонной болтовней, просмотром телешоу, походами по магазинам и злачным местам Уорхол все же занимался кое-чем еще, что принесло ему в результате баснословные деньги и невероятную славу.
В искусстве XX века трудно найти фигуру, чье имя прозвучало бы так же громко, как имя Уорхола. Взяв за основу идеи пририсовавшего Джоконде усы Марселя Дюшана, верховный поп-артист возвел художественное хулиганство в ранг художественного экстремизма и, как считают многие критики, стал палачом искусства. Но самой революционной уорхоловской затеей было желание раздать всем желающим по 15 минут славы. В 60-е годы конвейер по производству икон поп-культуры в его легендарной студии «Фабрика» не останавливался ни на секунду.

Киноопыты знаменитого поп-артиста критики сегодня называют видео-артом, однако в то время не существовало не только этого термина, но и самого жанра. Конечно, художники и прежде обращались к кино (уже в начале 20-х во Франции в этой области ставили эксперименты Фернан Леже и Ман Рей), однако именно Уорхолу сужено было стать повивальной бабкой нового направления. Свои фильмы «режиссер» снимал на любительскую 16-миллиметровую камеру, актерами были по большей части именно те бездельники и фрики, с которыми он знакомился на манхэттенских тусовках.
В России о кинематографических экзерсисах великого Энди многие слышали, но мало кто их видел. Один лишь раз, три года назад, в Москву привезли несколько лент, которые были показаны в рамках масштабного поп-арт проекта в Третьяковке на Крымском валу. Однако теперь это недоразумение будет исправлено. На протяжении полутора месяцев в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств будут представлены ленты из собрания нью-йоркского Museum of Modern Art, среди которых 18 немых фильмов и видеопортретов.
Помимо всего прочего, этот проект станет дебютом нового выставочного пространства. Плазменные панели, на которых в режиме нон-стоп демонстрируют уорхоловское видео, украсят стены старинного особняка на Гоголевском бульваре, где на протяжении последних 50 лет ютился Московский союз художников.
На экранах оживут суперзвезды нью-йоркской «Фабрики». Вы увидите кинопробы с участием Эди Сэджвик (по словам самого Уорхола, умершая в 28 лет от передозировки наркотиков актриса была главной созданной им знаменитостью). Компанию ей составят Дэннис Хоппер – гениальный актер, «беспечный ездок» Голливуда, также замеченный в пристрастии к алкоголю и психоделическим снадобьям; Сьюзан Зонтаг – самый известный культуролог второй половины XX века; красавица Нико, солировавшая в The Velvet Underground и снимавшаяся у Феллини; публицист Эд Сандерс и другие не менее интересные представители американской богемы 60-х. Все эти замечательные люди не произнесут с экрана ни слова, они лишь будут мило улыбаться, курить, молчать в трубку телефона и заниматься другими важными глупостями. Зрелище это вполне забавное и, что немаловажно, вполне удобоваримое, поскольку продолжительность «живых портретов» варьируется в районе 4-5 минут.

Куда сложнее для восприятия полнометражные уорхоловские шедевры, среди которых знаменитый «Эмпайр». Главную роль в этой ленте играет знаковый американский небоскреб, за спиной которого ночь сменяется утром. Аутентичная версия продолжается более 8 часов, однако для выставки первоначальный вариант был сокращен до 40 с лишним минут.
В соседнем зале можно будет ознакомиться с легендарной картиной «Поедание». Художник Роберт Индиана, сидя в кресле, меланхолично ест гриб. Больше на экране в течение получаса ничего не происходит - разве что прибегает-убегает кошка. Ну и, конечно же, выставка была бы не полной без венца уорхоловской режиссуры – картины с игривым названием «Минет». Блюстителям морали волноваться не стоит, поскольку на экране вы увидите самую приличную часть актерского тела – голову. Все непотребство великий провокатор оставил за кадром.

Смотрите также: Кино об Энди Уорхоле.