Площадь Гагариной
В Кремле открывают выставку «Искусство блистательной Порты», где будут показаны уникальные турецкие сокровища XVI-XVII веков. «ВД» встретился с Еленой Гагариной — директором всех кремлевских музеев — и попытался понять, каково это — быть хозяйкой главных ценностей страны.

В ведении Елены Гагариной — раритетные бриллианты и турецкое золото, царские короны и подарки советским вождям. В общем, богатства, которыми на протяжении веков владела Россия. Среди директоров музеев всего мира, пожалуй, нет ни одного, кто был бы так близок к власти в прямом смысле слова. А о тайнах кремлевских комнат, лабиринтов и коридоров ей по должности полагается знать все.

Путь к кабинету Гагариной лежит через Оружейную палату, где уже в 10 утра разносится гомон детских экскурсий, направляющихся смотреть бриллианты. Потом дорога плутает по узким лестницам, коридорам, выложенным красными ковровыми дорожками, и завершается в приемной с большим кожаным диваном и массивным секретарским столом. За окнами – Большой Кремлевский дворец с пустынным плацем. За дверью встречает сама блистательная Хозяйка Медной Горы (вернее, Боровицкого холма).

Директорский кабинет в сравнении с приемной неожиданно скромен. На столе два пригласительных на ярмарку «Арт-Манеж», только что принесенные Зельфирой Трегуловой (замом по выставочной работе, известной еще и в качестве куратора выставок современного искусства). В отличие от большинства музейных директрис, сочетающих черты товароведа и парторга, Гагарина подчеркнуто собрана и сдержанна. Большинство ее интервью напоминают обмен телеграммами – односложные ответы на конкретные вопросы. Никакой лирики, ничего личного. И, боже упаси, начать с чего-то типа: «Вы – дочка Гагарина…», дальше будет только «да» и «нет».

Однако есть большое подозрение, что большинство журналистов просто не улавливают фирменную гагаринскую иронию. Спрашиваю: «Как вам работается в Кремле?» «Спасибо, хорошо. Воздух чистый». «А как вы общаетесь с президентской администрацией?» «Вежливо. Письма пишем». «Многих из знаменитостей приходилось водить по Кремлю?» «Нет, никого, я же не экскурсовод». «Нужно было специально изучать кремлевский протокол: как себя вести на приемах?» «Вообще-то я с детства этот протокол знаю». «А с Путиным какие отношения?» «Нормальные. В основном общаемся через его канцелярию, как и все граждане нашей страны».

О бывшем президенте Владимире Путине речь заходит не случайно. Восемь лет назад его чаепитие в Звездном Городке с семьей Гагариных стало причиной музейной сенсации: на пост директора Кремля была назначена скромный искусствовед, специалист по английской гравюре, старшая дочь космонавта Юрия Гагарина — Елена. То, что происходило тогда в политике, нашло прямое продолжение в культуре: при Гагариной кремлевские музеи перестали быть закрытыми складами. Наладили билетную систему, музейный сайт (www.kreml.ru) стал одним из лучших в своем роде: здесь, к примеру, можно совершить виртуальный тур по Кремлевской территории и даже посмотреть на нее с высоты птичьего полета. Закончили кропотливую реставрацию Колокольни Ивана Великого. Наконец, стали устраивать мирового уровня выставки, превратившиеся в великосветские события (к слову сказать, саму Гагарину куда как чаще ее коллег можно видеть на модных вернисажах). Влияние ли то госпожи Трегуловой, или это личное пристрастие кремлевского директора, «западника» по образованию и убеждениям, но факт остается фактом – Кремль активно перенимает зарубежный галерейный опыт.

«Сейчас мы думаем, как облегчить проход на выставки. Известно, что Кремль – особо охраняемая территория. И охранять, между прочим, есть от чего. Скажем, от угрозы терактов. А с Нового года мы собираемся ввести специальные абонементы. Их владельцу не надо будет покупать входной билет – в любой момент он может прийти на любую выставку».

Строительство современного выставочно-реставрационного комплекса, который позволит вывести из кремлевских памятников различные службы музея и сделать их доступными для посетителей – сегодня главная хозяйственная забота Гагариной. Но даже те выставки, что прошли здесь за последние два года, вывели Кремль в десятку лучших музеев мира. Особенно Елена Гагарина гордится показом ювелирных чудес Картье и Буччеллати. На вопрос, как она сама относится к бриллиантам, носит ли их, отвечает: «Ношу, но не часто. И, конечно, не того размера, что у нас на выставках».

Если от расспросов об отце и космосе журналист еще как-то может удержаться (хотя не удержался, спросил, видела ли «Бумажного солдата» Германа-младшего. Не видела, но собирается). Но не попытаться разведать что-нибудь о кремлевские тайны – выше человеческих сил.

«Что в Кремле простым посетителям не показывают?» «Довольно много. Например, Потешный дворец, Золотую Царицыну палату (хотя иногда туда водят экскурсии), Залы и церкви Большого Дворца. Мы не можем показать большинство из наших собраний: фарфор и стекло, того же Фаберже. Только-только собираемся открыть роскошную коллекцию знамен. Выставка турецкого оружия и подарков XVI-XVII веков, которую мы на днях представляем, – из того же раритетного разряда — ее никогда не показывали широкой публике».

Выставка «Искусство блистательной Порты» из собрания Музеев Кремля открывается в Одностолпной палате 17 декабря.