Ретроспектива самого успешного на Западе российского художника Ильи Кабакова и его жены Эмилии стартует сразу на трех столичных площадках.

Принято считать, что Кабаков – это о коммунальной кухне, о разрухе и странных советских существах. Так и есть, но это еще не весь Кабаков. Вечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» также находят отражение в творчестве художника, этапы становления которого явили собой «Альтернативную историю искусств».
О том, каким было бы русское искусство, если бы оно не пошло путем Малевича и Кандинского, расскажет основная экспозиция первой московской ретроспективы, которая пройдет в Центре современной культуры “Гараж”. Эта площадка станет ареной грандиозной мистификации, в которой сам Кабаков готов сыграть роль трех выдуманных им персонажей: Шарля Розенталя, жившего в начале ХХ века, «Кабакова» 70-х, для которого его однофамилец рисует новые работы, и Игоря Спивака, родом с Украины, чье творчество пришлось на 90-е годы. Здесь же будет построена точная копия «Красного вагона», который был представлен в 1993 году на Венецианской биеннале. Cпециально для московской презентации проект был доработан: изнутри будут слышны мелодии популярных советских песен.

Тем временем в Пушкинском музее покажут новый проект художников – инсталляцию «Ворота». Разве лет 20 назад Кабаков мог подозревать, что его работы окажутся в стенах одного из лучших музеев старны? Зато теперь он в одной лодке с Рембрандтом и Ван Гогом. Заглянув в Пушкинский, зритель окажется внутри огромной инсталляции, в центре которой находится символический выход в вечность – открытая дверь, которой сам мастер дал определение «последней работы художника».

Третья часть ретроспективы пройдет в арт-центре «Винзавод». Здесь можно будет увидеть сенсацию кассельской «Документы» - инсталляцию «Туалет». В интерьере обычной советской квартиры, рядом с диваном и обеденным столом, зритель обнаружит сортирные дыры. Если исключить «этнографические моменты», то инсталляция имеет такое же непосредственное отношение к западному обществу, как и к советскому.

Здесь же, на «Винзаводе», в Цехе Белого, будет представлена «Жизнь мух», выполненная в стиле «научной» экспозиции советского провинциального музея с его атмосферой «безнадежной скуки, в которой мрут даже мухи». А по соседству, в галерее М&Ю Гельман, можно будет увидеть «Игру в теннис». Состязаются Илья Кабаков и Борис Гройс, все желающие могут наблюдать за поединком на мониторах.
Творческий тандем Кабаковых входит в первую десятку мировых рейтингов, их работы покупают самые знаменитые музеи, они выставляются на лучших площадках и получают самые престижные награды. Однако на родине Илья и Эмилия нечастые гости, а в таком грандиозном масштабе творчество художников демонстрируется в Москве впервые.