В Центральном Манеже открывается Салон изящных искусств, одна из самых больших и дорогих арт-ярмарок. Стандарты качества устанавливают здесь западные антиквары, русские галереи тянутся за их многомиллионными ценами.

У манежного Салона свой ни на кого не похожий образ: это нечто среднее между ярмаркой антиквариата, смотром современного искусства (только очень респектабельного и дорогого) и ювелирным бутиком (вся ювелирная продукция от ведущих домов - на цокольном этаже).

Но самое главное - тон и моду здесь задают западные дилеры, которые не падают в обморок от цен в десятки миллионов долларов, на глазок отличают подлинного импрессиониста от искусной подделки и курсируют со своими шедеврами из Маастриха (где проходит самая известная ярмарка антикваров) в Базель (продажа современного искусства).

Когда пять лет назад у стен Кремля Салон раскрыл изумленной публике западные ценности, восхищенным отзывам не было предела. После этого зрелища все наши салоны и ярмарки казались провинциальными развалами. Когда совершенно спокойно на одной стене висит Моне, рядом - Пикассо, а подальше - Рубенс, начинаешь думать, что попал в филиал Пушкинского. Однако все это продается!

Для того, чтобы западные галеристы могли спокойно ввести свою продукцию, придумали даже юридическую хитрость: объявили Манеж (на манер аэропорта) таможенной зоной. То есть ввозить антиквариат для смотрин можно без налогов, но если уж продал - заплати. Иными словами, мероприятие во всех смыслах уникальное, и для людей, никогда не видевших первостепенное искусство кроме как на стенах музеев, это возможность почувствовать истинный вкус и размах арт-рынка.


Между тем, к своему пятилетнему юбилею Салон изменился и подстроился под местный рынок. Во-первых, в ущерб старинному искусству сильно увеличился раздел искусства современного. Появились главные московские галереи, работающие с актуальными художниками (Айдан, Галерея Гельмана, XL). Видимо, наши коллекционеры куда как охотнее купят свое, чем переключатся на патентованный Запад.

Во-вторых, появились стенды аукционных домов. Ни для кого не секрет, что галерейные дилеры сильно не любят аукционистов, считают последних неучами, задирающими цену. Но, как говорится, деньги не пахнут: пришлось, сжав зубы, дать зеленый свет аукционам, из которых откликнулись Доротеум и Буковски.


Наконец, в качестве чисто художественной составляющей публику займет фотопроект Александры Кремер-Хомасуридзе - 80 черно-белых снимков с нетривиальными образами знаменитых музыкантов (от Башмета и Гергиева до Кисина и Кремера).