Одна из лучших выставок смотра «Фотобиеннале» заставляет по-новому взглянуть на то, на что москвичи редко обращают внимание – на звездное небо.

Среди многочисленных выставок «Фотобиеннале», расположившихся на цокольном этаже Манежа, трудно выделить ту, что надо смотреть в первую очередь. Здесь захватывает итальянский классик черно-белого снимка Марио Джакомелли (его кадр с резвящимися на снегу семинаристами стал едва ли не главным символом Италии). Интригует Ральф Гибсон, чьи обнаженные модели, запечатленные еще в 70-е и поныне заставляют стыдливо опускать глаза. Наконец, масштабная выставка  винтажного фото Московского дома фотографии «Первоцвет» открывает секреты старых мастеров – как они при минимуме средств добивались таких красок, каких и сейчас не встретишь в глянцевой индустрии.

Но если руководствоваться принципом: все лучшее подают на десерт, – французский проект «Звездное небо» окажется вне конкуренции. Он располагается в самом конце зала и собирает самое большое число зрителей. Идея выставки одновременно и ясна – показать, как фотография запечатлевает космос, и туманна – здесь слишком много картин, имеющих к нему очень отдаленное отношение. Оказывается, кураторы решили соединить научные кадры и фантазии современных художников.

Все начинается с первых снимков, сделанных на Луне аппаратами NASA. Они будут посильнее любого сюрреалистического пейзажа. Увы, здесь нет самого знаменитого кадра – водружение американского флага, прилетевшего на спутник Земли с астронавтами «Аполлона», но его отсутствие с лихвой компенсируют почти галлюциногенные картины, созданные нашими космонавтами.

Авангардисты ХХ века всегда грезили космосом. Это нашло отражение в их желании «переустроить вселенную». Прямым продолжателем таких экспериментов стал наш фотохудожник Франциско Инфанте. Он сочинил собственную симфонию-серию «Воссоздание звездного неба» – картины, где звезды выстраиваются в нужном порядке. Его западный коллега Ален Жаке представил хоровод планет то ли в виде оторвавшихся колец Сатурна, то ли как летающих бубликов. Рядом – композиции гениального светодизайнера, американца Джеймса Таррела, который делал сложнейшие снимки Луны из кратера аризонского вулкана.

Однако самым захватывающим аттракционом экспозиции оказываются два артефакта Виктории Тэд. Это особые интерактивные картины-экраны. В центре первой – изображен стеклянный шар, символ мира. Когда зритель подходит к работе, то словно на спиритическом сеансе видит свое лицо прямо в центре шара (где находится камера, определить невозможно). Вторая картина никак не заигрывает с посетителем, но заставляет его буквально остолбенеть при виде падающей (скользящей сверху вниз) кометы. Мысль древняя: еще не известно, что загадочней и прекрасней – реальное небо над головой или космос внутри нас.