5 июня в Доме Творчества Переделкино прошел ежегодный благотворительный аукцион современного искусства фонда «Cosmoscow», который в этом году отмечает десятилетие. Два дня перед проведением аукциона в доме на территории бывшей дачи Льва Каменева была открыта небольшая экспозиция из 20 лотов. В этом году организаторы манифестировали возрождение и поддержание горизонтальных связей единомышленников, взаимную поддержку в период усиленной турбулентности. Как институции преодолеют текущий кризис? Сможет ли искусство в России обрести независимость? Екатерина Чернова рассказала о главных работах аукциона и попыталась ответить на эти вопросы.

Открытие выставки состоялось в дружественной неформальной обстановке. Выезд в Переделкино — это не только выход из городского пространства, но и символический жест. Выбор локации приобретает характер перформативного высказывания: соседство с бывшими резиденциями писателей, которые оказывались в непростых отношениях с государством, напоминает о жизнеспособности отечественного искусства как о традиции. 

На выставке в Доме Творчества Переделкино ведущие галереи Москвы и Санкт-Петербурга представили работы состоявшихся художников российского современного искусства, объекты, выполненные в различных жанрах и связанные с вариативными концепциями. Мы расскажем о нескольких.

Дишон Юлдаш (резидентка галереи «a-s-t-r-a»), основательница галереи «ISSMAG», работает с границами эстетики в парадигме пост-интернет искусства, деконструирует понятие «прекрасного». В своих работах она раскрывает потенциал новой синтетической морфологии, которая способна раздвинуть рамки эстетики и перестроить наше представление о красоте. Работа «Чан симпатий, большой №2» отражает классический образ сосуда, однако формообразующим фактором здесь становится флюидная природа материала (керамика и алюминий). Объект символизирует непрерывное течение метаморфозы, манифестирует способность вещественного мира к регенерации, возрождению.

Егор Плотников (галерея «КультПроект») в своей художественной практике осмысляет ситуацию восприятия искусства, критикует «позитивистский» подход к эстетическому опыту. В работе, представленной на аукционе «Cosmoscow», художник использовал авторский прием концептуализации обыденного пейзажа — сокрытие части изображения, следование принципу non finito. Этот визуальный прием указывает на то, что в процессе восприятия наше воображение вольно или невольно достраивает полученную информацию — по этой причине выводы и суждения никогда не могут быть полностью достоверными. Таким образом, автор одновременно умалчивает возможные детали и дает свободу зрительской интерпретации. По словам куратора Сергея Хачатурова, намеренно незаконченная живопись Плотникова создает «предчувствие сильного чувства».

Работа Миши Гудвина (галерея «Fabula») из серии «Останки» впервые была представлена на выставке «Винзавод Open» в 2021 году. Она представляет собой концептуальный комментарий к искусству как к ситуации, в которой зритель смотрит на произведение искусства — по традиции больше ничего не происходит. Объект, выполненный в технике гравировки и иронично озаглавленный «Без названия» представляет собой вымышленный артефакт, свидетельство недавнего компьютерного прошлого. Художник заостряет внимание на привычной ситуации восприятия искусства как анонимного потока визуальной информации: 

«Вместо конкретных работ я создаю обезличенные никнеймы: "No name" – субкультурный термин, говорящий о неизвестности автора и "Untitled" — работа "Без названия". <…> Большое количество молодых авторов от разных институций воспринимаются достаточно обезличенно, даже художники с хорошими работами не всегда запоминаются в таких проектах и остаются "нонеймами" на фоне большого объема искусства». 

Не менее интересный мотив, развернувшийся в камерном пространстве выставки — работа с морфологией образа, с происхождением, трансформацией и остранением визуальных объектов. Глеб Скубачевский, чья работа была предоставлена «ASKERI GALLERY», создает экспериментальное искусство на пересечении области научных данных и фантастических образов визуального мира, принципиально отличного от того, что мы привыкли видеть и воспринимать. Каждая работа художника обладает своей морфологией.  

«Работа "Глизе 832 с" была создана как часть выставочного проекта, в котором я рассуждал о возможных формах жизни за пределами солнечной системы. Название отсылает к имени экзопланеты, которая входит в потенциальную зону обитаемости в далекой галактике. Авторская техника работы с бумажными объемами позволяет мне создавать перевоплощения картины в 3D, в такое объемное живое существо, организм, будто прибывший из другого мира» — рассказывает художник.

Кирилл Манчунский (галерея «11.12») в своей практике обращается к образам повседневности, актуализирует дискурс о невозможности поляризации «высокого искусства» и «китча». Художник подвергает сомнению границы нормативной эстетики, тем самым подчеркивая, что предрассудки все еще существуют в основе нашего восприятия и в наших силах от них избавиться. Работу «9 окурков и ромашка» художник описывает так:

«Сигаретные бычки в летней клумбе у подъезда. Некрасивые и неуместные окурки создают на полотне новую провокационную красоту. Вышивка выполнена на маминой юбке и натянута на подрамник».

На выставке также была представлена арт-группа «Провмыза» Галины Мызниковой и Сергея Проворова. Они работают совместно с 1998 года и создают произведения в жанрах видео-арта, экспериментального кино, фотографии, перформанса и инсталляции. Вот, что авторы рассказали о своей работе:

«“Подснежник” создан нами специально для выставки “Метель”, приуроченной к открытию Нижегородского Арсенала. Здесь мы продолжаем визуальное исследование зимнего ландшафта, начатое еще в фильме “Отчаяние”, который вызвал большой интерес в Европе и получил “Tiger Award” на международном кинофестивале в Роттердаме. “Подснежник” — скрытая история взаимоотношений антропологического, технологического и природного. С одной стороны, концепция глобального “всёчества”, пространства, сплавленного снежной массой, с другой — одиночество. Одиночество вертолета, человека, собаки, куста и отдельно стоящего дерева. Природа рассматривается здесь, как неотъемлемая часть психологического ландшафта и внутреннего переживания, поэтому выбор натуры всегда определён ментальным состоянием автора. Значимость человека обычно ничтожна в подобных местах, он всегда несомасштабен природе и одинок. Человеку важно “прищуривать глаза”, чтобы рассматривать предъявленную трагическую картину мира». 

В рамках предаукционной выставки в Переделкино также были представлены два специальных лота. Один из них был передан в список аукционных лотов петербургской организацией «Новые городские художники», которая помогает авторам с нейронетипичностью и ментальными особенностями. В рамках аукциона НКО представила работу художницы, которая выставляется под псевдонимом Zoika. Она живет в психоневрологическом интернате, не умеет читать, однако включает в свои полотна отстраненные фразы, зачастую собранные из названий известных производителей товаров массового потребления. Тем самым, работы Zoika — это своего рода нерв, изнанка современности, в которой главную роль играет не нарочитая интерпретация, но немое свидетельство. 

Специально к аукциону был подготовлен проект фонда Дианы Вишневой и фестиваля современной хореографии «Context», созданный совместно с художником года, объявленным на открытии выставки в Переделкино — им стал Валерий Чтак, известный остроумными сочетаниями иконического визуального образа и слова. Два короткометражных фильма, «Место действия» и «Неравные окончания», представляют собой пример жанра «кинотанец», в рамках которого авторы попытались создать динамичный портрет художественной практики Чтака. 

В преддверии аукциона были объявлены другие номинанты ежегодных программ фонда: «институция года» — новосибирский ЦК-19 и «музей года» — Государственный Эрмитаж. Последний получит в дар работы современных художников, приобретенные фондом. Образовательный проект Эрмитажа и выставочный проект ЦК-19 мы увидим этой осенью в программе ежегодной ярмарки «Cosmoscow». 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: