Теперь, по словам экспертов медицинских организаций, еще большую опасность представляет новый штамм B.1.1.529, который журналисты прозвали «омикрон» — по произношению пятнадцатой буквы греческого алфавита.

При этом согласно клинической статистике у 510 процентов пациентов c COVID-19 развивается тяжелое или критическое состояние, включающее острую дыхательную недостаточность и острый респираторный дистресс-синдром. Чрезмерный воспалительный процесс сопровождается массовым притоком в легкие клеток врожденного иммунитета (нейтрофилов и моноцитов), которые повреждают легочную ткань.

Молекулярные механизмы тяжелого течения болезни во многом остаются неясными. Но ученые постепенно приоткрывают завесу тайны. Исследование итальянских специалистов показало, что критическое состояние пациентов с COVID-19 имеет прямую корреляцию со снижением производства интерферонов, соответственно, с нарушением интерферонового ответа организма.

В ходе наблюдательного исследования, результаты которого опубликованы в базе медицинских научных данных PubMed,  итальянцы условно разделили пациентов на две группы. В первую группу вошли госпитализированные пациенты с диагностированным COVID-19, дыхательной недостаточностью и уровнем сатурации кислорода менее 90 процентов.

Во второй контрольной группе наблюдались больные без COVID-19, что подтверждалось регулярными ПЦР-тестами, но госпитализированные также с острой дыхательной недостаточностью. Основные причины госпитализации пациентов контрольной группы – сердечно-сосудистые заболевания и пневмония, не связанная с коронавирусной инфекцией.

Больные из обеих групп были госпитализированы в одинаковый промежуток времени. Пациенты были сопоставимы по клинической степени тяжести, возрасту, полу, индексу массы тела, статусу курения, сопутствующим заболеваниям, необходимости респираторной поддержки и другим показателям. Ни у одного человека ранее не было иммунологической недостаточности, никто не принимал иммуносупрессивные препараты и не проходил химиотерапию.

В результате ученым удалось отследить зависимость уровня интерферона-альфа в крови от тяжести заболевания и клинического исхода. Изначально в группе пациентов с COVID-19 уровень интерферона-альфа был в 3,8 раза ниже, чем в контрольной группе. По мере выздоровления и уменьшения тяжести COVID-19 у людей значительно повышалось в крови содержание интерферонов. У умерших пациентов уровень интерферонов оставался низким на всем протяжении болезни.

На протяжении всего исследования у выживших при COVID-19 наблюдались значительно более высокие уровни лимфоцитов, чем у умерших от коронавирусной инфекции.

Проведенное итальянскими учеными-медиками исследование подтверждает важность уровня интерферонов у пациентов с коронавирусной инфекцией. Нехватка интерферонов, особенно первого типа, ведет к тяжелым и критическим формам COVID-19, представляющим угрозу для жизни.

Исследователи отмечают, что, независимо от клинических исходов, начальные низкие уровни интерферонов-альфа были у всех госпитализированных пациентов. Это еще раз доказывает, что коронавирус подавляет выработку интерферонов.

Специалисты отмечают, что результаты этого исследования могут быть использованы для лекарственной терапии COVID-19 индукторами интерферонов, такими как Амиксин.

Это единственный препарат в своем классе, который активирует выработку всех четырех типов интерферонов – альфа, бета, гамма и лямбда – белков, которые вырабатываются в нашем организме в ответ на вторжение вирусов. Интерфероны «альфа» и «бета» препятствуют размножению вирусов внутри клеток и предупреждают окружающие здоровые клетки, делая их более устойчивыми к инфекции. Интерфероны «лямбда» встречаются с вирусами еще на этапе прикрепления к слизистой дыхательных путей и мешают их проникновению внутрь клеток. Интерферон «гамма» стоят на последней линии обороны организма от вирусов. Они не позволяют развиваться осложнениям, снижают риск затяжного течения болезни.

По «Амиксину» накоплен огромный практический опыт применения в лечении и профилактике острых респираторных вирусных инфекций различного происхождения. В научных журналах и базах данных опубликовано более 450 исследовательских работ по действующему веществу «Амиксина». В целом более 39 тысяч пациентов приняли участие в клинических исследованиях препарата.

Еще в июле прошлого года в журнале американской ассоциации микробиологов «Antimicrobial Agents and Chemotherapy» опубликованы результаты анализа, в котором среди 48 противовирусных препаратов, была предпринята попытка найти вещества, обладающие активностью против SARS-CoV-2.

В ходе испытания выяснилось, что «Амиксин» эффективно подавлял вирус SARS-CoV-2, а индекс селективности (отношение между активностью и токсичностью) составило 4,81. Это значительно лучше, чем у применяемых для лечения COVID-19 фавипиравира (1), лопинавира (3,27) и ряда других медикаментов.

В другом исследовании «Амиксин» был активен в отношении родственного коронавируса – ближневосточного респираторного синдрома MERS-CoV, а индекс селективности препарата составил 9,7.

Ученые выяснили, что механизм противовирусного действия «Амиксина» связан с его способностью повышать кислотность (pH) внутри лизосомы. Лизосома – это небольшие пузырьки внутри клетки, куда попадают вирусы после проникновения внутрь. На этом этапе происходит подготовка вирусной частицы к атаке ядра клетки. «Амикисин» не дает развалится липидной мембране вируса и выпустить свою генетическую информацию. Кроме того, препарат способствует перевариванию вирусов, застрявших в лизосоме.

Благодаря широкой доказательной базе группа препаратов индукторов интерферонов, к которой относится Амиксин, входит в новейшую тринадцатую версию рекомендаций Минздрава России по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19.  Препарат начинает работать в полную силу уже в течение 24 часов после приема. На курс необходимо всего шесть таблеток. При этом подтвержден благоприятный профиль безопасности «Амиксина» и хорошая переносимость лекарства. «Амиксин» совместим с антибиотиками и средствами традиционного лечения вирусных и бактериальных заболеваний, а также, с симптоматическими средствами. Одним из свидетельств этого является тот факт, что препарат доступен в аптеках всей страны без рецепта.