С 10 сентября 2021 по 30 января 2022 в музее «Гараж» проходит выставка Томаса Деманда. Немецкий фотограф воссоздает крошечные макеты интерьеров из бумаги и картона, а после снимает их в реалистичной манере. О том, почему такая фотография является искусством и как это связано с темой достоверности рассказала Екатерина Чернова.

Что нового может дать нам фотография? Если современному зрителю благодаря фотографии знакомы пейзажи, портреты, настроения в деталях повседневности, собранные со всего мира, чем его вообще можно удивить? Но когда речь заходит о природе изображения, все отнюдь не так просто. 

Принцип фотографии, ее статус в соотнесении с временем и пространством, способность преображать привычные предметы, воскрешать, высвечивать — все это делает саму работу фотографа сложнее простой фиксации действительности. Фотография несет за собой огромную ответственность, ведь «прицелится», найти и определить объект фиксации должен человек у аппарата. Задача художника здесь — прорваться к базовым компонентам фотографии, к природе изображения, проблематизировать и заставить задуматься. Томас Деманд — как раз пример такого фотографа, который в первую очередь является художником.

Первая в России персональная выставка Деманда, который еще в 2012 г. прогремел на Венецианской биеннале, в музее современного искусства «Гараж» открывает зрителю возможность изучить пограничное состояние фотографии. Примерно с 70-х годов прошлого века этот способ запечатления действительности приобретает статус искусства. Несмотря на это, фотография остается прикладным инструментом доказательства, рекламы и фиксации. Граница, определяющая художественную фотографию, неустойчива и целиком зависит от критерия (красиво, точно, трогательно, композиционно выверено и т.д.). Однако существует другой, аналитический способ работы с фотографией — именно его использует Томас Деманд. Художник актуализирует, прорабатывает вопрос достоверности, обращаясь к таким повседневным темам, как искусственное озеленение города, жесткий режим работа-дом, бесконечный поток информации. Это отнюдь не значит, что если художник обращается к событию, широко освещенному в СМИ, он выстраивает конспирологическую теорию или пытается указать на фальсификацию конкретного события. Художественный замысел работает шире — все что угодно может быть фальшивкой, просто потому что так устроена схема передачи информации. 

У самого Деманда принципиально фальшиво все, что связано с изначальным референтом, с изображением-первоисточником: стены, столы, стулья, стаканы, растения кропотливо воссозданы из бумаги и картона в натуральную величину и затем только отсняты (кстати, тема упорного кропотливого труда очень удачно перекликается со второй выставкой, посвященной памяти Никиты Алексеева; этот диалог определенно стоит внимания). Поразительно, как успешно фотография маскирует бумагу под бетон, насколько свежий, бегло скользящий взгляд привык к тому, что фотография не может вот так откровенно врать! 

Однако магистральная тема фальшивки отнюдь не является единственным вопросом, которым задается художник. В центре этих кукольных ландшафтов и домов — место человека. А в экспозиции «Гаража» собраны изображения, в которых человек принципиально отсутствует. Тот или иной сюжет может отсылать к отдельному персонажу или группе людей  — в экспозиции есть текстовые сопровождения, которые помогут прояснить этот вопрос. Но человек отсутствует. Фотография «изображает» (потому что фиксирует она картонный макет) изображение реальности (потому что все обстановки и предметы здесь вторично воссозданы по фотографиям). Я не зря упомянула тему «работа-дом»: тавтологическая схема Деманда напоминает экзистенциальный опыт современника, который призван копировать, подражать, мимикрировать. Работы Деманда по своему принципу отражают схематизацию жизни, ее нормированность, встроенность в расписание. Здесь кроется одна из нескольких интерпретаций названия экспозиции «Зеркало без памяти»: эти пустые интерьеры, визуальные фрагменты реальности представляют собой зеркала, в которых нет физической памяти, нет непосредственного обитателя. Создавая вторичные воспроизведения, Деманд работает с таким уровнем реальности, в которой нет и не может быть места реальному человеку. 

Помимо описанного мной экзистенциального триллера, выставка «Зеркало без памяти» содержит объяснение метода работы Деманда с материалом: часть экспозиции на первом этаже посвящена опыту сотрудничества художника с архитектурным бюро SAANA. Создание макетов — это, в первую очередь, возможность «думать руками», освоить предмет тактильно. В этом контексте работы художника приобретают дополнительную окраску: это попытка зафиксировать и прочуствовать объект изображения, а для этого отсрочить его исчезновение в потоке времени. Ведь каждая работа так или иначе связана в контекстом современной истории, и даже самый простой предмет может обнаружить неожиданный смысл. 

В рамках выставки «Зеркало без памяти» фотография как инструмент работа художника раскрывает свое неоднозначное наполнение. С одной стороны, экспозиция акцентирует банальность, фальшивость, вторичность повседневных новостей и маршрутов. С другой — попытка задержать, освоить, проникнуться обедненной реальностью свидетельствует об ее особой ценности и хрупкости. Вывод из этого противоречия остается делом зрителя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: