В Западном крыле ГМИИ им. Пушкина открыта выставка, посвященная женщинам Монпарнаса — срез одного из самых ярких периодов расцвета европейской эстетики. Художественная среда Монпарнаса — интернациональный феномен, беспрецедентный в истории искусства «мир», который притягивал художников, музыкантов, меценатов, заказчиков и просто любителей со всего света. Целая эпоха, подобная краткой вспышке на рубеже XIX – XX веков, для нашего современника существует в пестрой гамме «мифов», образов отважных творцов нового искусства, революционеров и разрушителей затхлой салонной эстетики. Наряду с такими титанами, как Роден, Модильяни и Пикассо, в этой среде работали и поистине бесстрашные женщины — представительницы нового эмансипированного поколения.

Для выставки в ГМИИ франко-российской кураторской группой были отобраны «камерные» произведения, многие из которых предоставлены частными коллекционерами. Несмотря на то, что развернутая в рамках экспозиции эпоха совпадает с периодом первых волн феминизма в Европе и полностью отражает ее установку, выставка лишена агрессивного феминистского пафоса. Хотя, безусловно, обитательницы Монпарнаса были в числе верных адептов эмансипации: они могли получить художественное образование и обеспечить себе имя профессиональным трудом. 

Авторы экспозиции выстраивают смысловой ряд как неустанное проявление любознательности к эксцентричным историческим персонажам. На выставке представлены не только работы художниц, но и устойчивые женские образы — модели и заказчицы. Акцент с драматической истории здесь смещен к эстетике и ее характерным социальным проявлениям — одним из таких социальных феноменов было сообщество вокруг кафе «Ротонда», которому здесь посвящен крупный и насыщенный участок экспозиции. 

Выставка в целом наполнена крайне разнородным материалом: здесь скульптура, живопись и графика соседствуют с предметами текстиля и фотографиями, произведения искусства — с документами. Благодаря этому сочетанию экспозиция открывает не только развернутую историческую панораму, но и более тонкие эстетические детали. Так например, особенно ценно оказывается сопровождение скульптур графическими штудиями и эскизами. В этой связке неопытный глаз способен уловить особенности формообразования, лепки объемов, характерных для руки мастера: например, таким образом можно приглядеться к индивидуальному почерку Лидии Лузановской и Веры Мухиной. Отдельные произведения в рассказе экскурсовода обволакиваются историями, легендами и анекдотами. Подобные включения элементов процесса, временной протяженности, отражает и, тем самым, оживляет атмосферу спешащей эпохи, ее показной роскоши и непостоянства. 

Неоднородная и «оживленная» экспозиция полна сюрпризов, которые встречают зрителя на пути от начала до конца. Несмотря на то, что риторика яркой и мгновенной вспышки передает выставке несколько хаотичный характер, принцип исторической достоверности здесь остается ведущим по двум причинам. Во-первых, фрагментарность экспозиции стремится подражать фрагментарности и эстетическому буйству эпохи. Во-вторых, точечный фокус на определенном произведении способен, насколько это возможно в рамках камерного выставочного проекта, перенаправить зрительское внимание на широкий контекст. Например, в последнем зале представлены два небольших рисунка, так называемые «изысканные трупы» («Exquisite corpse») — они весьма точно характеризуют методы интернационального, масштабного художественного направления, которому посвящена эта часть экспозиции. Таким образом, тематические рамки выставки отнюдь не ограничивают любителя и исследователя, но дают возможность взглянуть иначе на привычный, растиражированный образ парижской школы рубежа веков.

Несмотря на все особенности, экспозиция не пренебрегает классическим принципом организации — хронологической последовательностью, — что несколько упрощает ее восприятие. Однако прихотливые, неоднородные переходы от скульптуры к художнику, от художника к сообществу оказываются не только увлекательными, но и плодотворными. Этот сбивчивый ритм экспозиции как бы призывает зрителя «бросить якорь» и углубиться в изучение деталей, присмотреться к неожиданным мелочам, совершить собственное открытие.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: