В новогодние каникулы 84 музея Москвы можно будет посетить совершенно бесплатно. С подробным перечнем вы можете ознакомиться на сайте Правительства Москвы. «Ваш досуг» перед Новым годом обошел все выставки столицы и рассказывает о четырех самых интересных, которые обязательно стоит увидеть, если вы остаетесь на новогодних каникулах в городе.

4 МЕСТО: «ТОМАС ГЕЙНСБОРО»

Где: Колоннада Главного здания, Пушкинский музей (улица Волхонка, 12)
Когда: с 3 декабря 2019 по 1 марта 2020
Стоимость: 500 рублей (для взрослых), 250 рублей (льготный). Бесплатно работать в праздничные дни музей не будет.

Режим работы в праздники:
31 декабря — с 11:00 до 17:00 (в музее проходит акция «Встречаем Новый год вместе»); 1, 4, 5, 6, 7 и 8 января — с 11:00 до 20:00; 2 и 3 января — с 11:00 до 21:00.

Сколько времени уйдет на осмотр:
До 30 минут — на беглый и не менее часа — на основательный.

Зачем идти:

Томас Гейнсборо — художник, который вдохновил почти каждого известного британского художника, включая Джона Констебла и Уильяма Тернера. На выставке представлена сотня его работ из собраний британский и российских музеев. В первую очередь, это портреты. Причем не обычные, а по тем временам новые, выполненные в жанре «разговорного портрета». В отличие от монументальных, почти недвижимых фигур, свойственных континентальной живописи, Гейнсборо старался показать своих героев в реалистичном виде: во время разговора или прогулки.

Прославившись как портретист, Гейнсборо оказался в заложниках репутации. Дело в том, что изображать людей он не любил. Его больше манили пейзажи. Их вы тоже увидите на выставке, в поздний период художник смог позволить себе заняться любимым делом, но до этого ему приходилось заставлять себя писать портреты, поэтому на многих из них пейзажный фон прописан не менее, а подчас и более детально, чем люди на переднем плане. Еще одна интересная особенность — Гейнсборо не старался приукрашивать своих моделей, даже если им это не нравилось. Вторые подбородки, большие носы, раскосые глаза — все эти достоверные детали, из-за которых у художника порой возникали проблемы и скандалы с заказчиками, придают его работам ценную достоверность.

Наконец, последний пласт наследия художника, представленный на выставке — это эксперименты. Например, Гейнсборо работал с графикой, периодически вымачивая бумагу в обезжиренном молоке: вначале художник мелом писал черные и белые элементы рисунка, несколько раз окунал картину в молоко, после этого добавлял остальные цвета и лишь в конце покрывал работу тремя слоями лака. Из других необычных картин — работы британца на стекле. Гейнсборо не просто писал пейзажи на стеклянных пластинах, а придумал целую систему слайдов, между которыми ставились свечи. Рисуя масляные пейзажи, Гейнсборо часто мастерил что-то вроде подготовительной инсталляции — собирал поделку из листвы, кусочков зеркала и камней, и уже с нее писал тот или иной сельский вид. Этим художник промышлял с юного возраста — изготавливал фигурки диких животных, а портреты часто писал с манекенов. Это считалось обычной практикой — зачастую у заказчиков не было времени долго позировать, поэтому лицо художник писал с натуры, а все остальное — с деревянной куклы.

Полезно:

  • Бесплатный аудиогид по выставке вы можете найти на сайте (не очень качественный, но некое поверхностное впечатление поможет составить).
  • Каталог к выставке стоит 2000 рублей.
  • Билеты лучше заранее приобрести онлайн, чтобы не стоять в очереди.

3 МЕСТО: «MMOMA 99/19»

Где: Московский музей современного искусства (улица Петровка, 25)
Когда: с 19 декабря 2019 по 17 мая 2020
Стоимость: 350 рублей (для взрослых), 150 рублей (льготный). Со 2 января по 8 января 2020 года вход в музей бесплатный для всех.​

Режим работы в праздники:
31 декабря и 1 января музей закрыт. Понедельник — выходной. Со вторника по воскресенье — с 12:00 до 21:00.

Сколько времени уйдет на осмотр:
45 минут — на беглый, и не менее 2 часов — на основательный.

Зачем идти:

В первую очередь выставка интересна форматом. К своему 20-летнему юбилею музей пригласил череду известных людей: от Кирилла Серебренникова, Дианы Вишневой и Владимира Сорокина до Алены Долецкой, Андрея Малахова, Ильи Лагутенко, Федора Смолова и Алисы Хазановой. Каждый из них оформил свой зал по темам: Хазанова — кино, Смолов — спорт, Малахов — телевидение, Серебренников — театр, Сорокин — текст и так далее. Каждый отобрал из коллекции музея экспонаты, которые больше всего подходили его теме. В итоге, вы не только увидите работы Пабло Пикассо, Фрэнсиса Бэкона, Александра Родченко, Энди Уорхола, Казимира Малевича, Владислава Мамышева-Монро и других, но и сможете путешествовать между отдельными мирами, оценивая как кураторские решение каждого из приглашенных звезд, так осмысление современными художниками различных тем современности. Так, поход на эту выставку станет интересен даже тем, кто не очень интересуется современным искусством. Перемещаясь из зала в зал, складывается ощущение, что ходишь в гости — именно то, что многие любят делать в праздничные дни.

Полезно:

  • Иногда известные личности, авторы залов, сами проводят бесплатные экскурсии-прогулки по всей выставки. Узнать расписание можно на сайте музея.

2 МЕСТО: «ТЕАТР.RUS»

Где: Новый Манеж (Георгиевский переулок, 3/3)
Когда: со 2 ноября 2019 по 8 января 2020
Стоимость: бесплатно для всех

Режим работы в праздники:
31 декабря — с 12:00 до 18:00. 1 января — музей закрыт. Со 2 по 8 января (включительно) — с 12:00 до 21:00.

Сколько времени уйдет на осмотр:
Около 45 минут — на беглый и не менее 2 часов — на основательный.

Зачем идти:

Во-первых, это первая столь масштабная выставка, посвященная истории русского театра. Основу экспозиции составят эскизы, макеты, костюмы, афиши, плакаты, фотографии, живопись, графика, скульптура, аудио- и видеозаписи. Посетителям предлагается отравиться в «свободное» путешествие по тематическим зонам экспозиции: Крепостной театр; Императорские театры; МХТ–Мейерхольд–Таиров–Русский авангард; Театр в годы Великой Отечественной войны; Советские театральные художники; Театр для детей; Новая театральная генерация (театр сегодня, лица нашего времени). Выставка приурочена к двум событиям: окончанию «Года Театра» в России 125-летию со дня основания Театрального музея им. А.А. Бахрушина.

Во-вторых, художник и куратор выставки Вера Мартынов решила показать театр не только с фасадно-парадной стороны, но и через его закулисье. Если вы когда-либо видели театральные цеха и завалы «театральной изнанки», вы без труда поймете, что оформление выставки — это решение привлечь внимание не только к тем, кто блистал на сцене в разные эпохи, но и к тем, кто веками обслуживал театральную магию — профессиям, без которых не был бы возможен ни один спектакль. Безусловно, если внутреннее устройство театра вам незнакомо, по началу может показаться, что экспозиция представляет собой «бардак» и «завал», но не спешите с выводами, уже через 20 минут вы начнете понимать, где оказались.

В-третьих, через историю театра выставка рассказывает историю России. Вот крепостной театр и скоморохи, вот крепостные стали свободны и началась эпоха профессиональных институций. Через историю императорских театров вы увидите жизнь и смерть царской России. Дальше в силу вступает авангард, а за ним — решетки, решетки, решетки — время страха, репрессий и центральное событие культурной жизни прошлого века — расстрел Всеволода Мейерхольда. Всю историю культуры страны можно разделить на до и после этого события. Так устроена и выставка. Даже глядя на работы поздних и современных театральных авторов, вы будете понимать, что после рокового расстрела театр России никогда не станет прежним.

Полезно:

  • На входе/выходе из музея вас встретит книжный магазин, где много мусора, но можно найти редкие и уникальные книги и альбомы, посвященные театральным художникам и театру разных периодов России.

1 МЕСТО: «ЛУЧО ФОНТАНА. РЕТРОСПЕКТИВА»

Где: Мультимедиа Арт Музей (Улица Остоженка, 16)
Когда: с 27 ноября 2019 по 23 февраля 2020 года
Стоимость: 500 рублей (для взрослых), 250 рублей (студенты очных отделений), 50 рублей (пенсионеры РФ). Со 2 января по 8 января 2020 года вход в музей бесплатный для всех.

Режим работы в праздники:
31 декабря и 1 января — музей закрыт. В остальные дни, кроме понедельника, музей работает в обычном режиме с 12:00 до 21:00.

Сколько времени уйдет на осмотр:
Около 30 минут — на беглый и не менее 1 часа — на основательный.

Зачем идти:

Можете ли вы представить, что зрелый художник и скульптор, который всю жизнь занимался конвенциональным изобразительным искусством и стал мастером и признанной величиной, в один из дней подходит к холсту, берет вместо кисти нож и разрезает его или проделывает в нем дыру? Такой жест художник Лучо Фонтана совершил, когда ему было уже больше 40 лет. Это событие стало не менее сильным в изобразительном искусстве, чем «Черный квадрат» Малевича. Это мощный и радикальный символ конца старого и начала нового. Дальше художник будет резать и дырявить, призывая зрителя взглянуть не «на», а «в». Еще не был запущен первый космический спутник, а Фонтана уже видел в этих прорезях и дырах космос, желание постигнуть вселенную, затягивая задник за прорезями черным, засасывающим в себя полотном.

Поверить, что масштабная ретроспективная выставка звезды мирового искусства, который является одним из основоположником того, что принято называть contemporary art, невозможно. Но это правда. Вы увидите и ранние работы художника. Они выполнены в привычной манере, единственное, что их отличает — опущенные и обреченные найти в этом мире что-то новое глаза. Тут же вы увидите первые разрезы (tagli) и дыры (buchi). Увидите, как художник одним из первых превратил плоский холст в то, что принято сегодня называть «тотальной инсталляцией». Вероятно, вас крайне впечатлит его диптих «Рай» и «Ад» — мощные, экспрессионистки взрывные работы, находящиеся в пространстве между современностью и эстетикой барокко. И, конечно, вас не оставят равнодушными его распятия — скульптуры, выполненные с большим почтением перед барочной традицией. Выставка Лучо Фонтана — безусловно главное художественное событие 2019 года в Москве. Это диалог между «старым» и «новым» искусством. Момент слома, когда «умерло» одно и «зародилось» другое. Сложно представить себе более подходящее по контексту событие в новогодние праздники, когда позади остается старое, освобождая место новому.

Полезно:

  • К выставке выпущен абсолютно бесподобный аудиогид, который зачитала лично Ольга Свиблова и учла интересы всех, как тех, для кого Лучо Фонтана — имя хорошо знакомое, так и тех, кто не понимает, что может быть интересного в «дырявых холстах». Этот аудиогид имеет смысл предварительно скачать по ссылке, чтобы не зависеть в музее от качества мобильного интернета.