Искусство Кавказа при всей его разнородности и индивидуальности объединяет общее начало, насыщенная история, уникальные традиции, которые сказываются на изобразительном языке кавказских художников.

Состав участников Кавказской биеннале только лишь подтверждает это: среди авторов, чьи работы будут представлены на выставке, есть как молодые мастера, работающие с актуальными и экспериментальными форматами, так и мастера старой школы, работающие в традиционных жанрах. Первая Кавказская биеннале современного искусства в Москве (2019) сама станет лабораторией художественного эксперимента, главная цель которого – продемонстрировать наиболее объемную картину современного художественного процесса в Северо-Кавказском регионе. Выставка станет открытым пространством дискуссии художников разных направлений о том, каким путем должно идти искусство. На этот вопрос отвечают более 100-тни северо-кавказских художников разных направлений, разных поколений, приверженцев традиций и радикалов, художников диаспоры, десятки зарубежных участников, более 500 произведений на одной из центральных площадок Москвы.

Первый выпуск Северо-Кавказской Биеннале не является манифестацией актуального искусства, хотя на ней демонстрируются произведения актуальных художников. Вместе с тем характерной особенностью Первой Биеннале являются инсталляции, перформансы и акции, специально подготовленные работы (site specific) для этой манифестации. Северо-Кавказскую Биеннале скорее следует воспринимать как некий срез современного искусства региона, попытку показать всю полифонию стилей, форм, жанров и проблем искусства без политических амбиций, националистических ограничений, «этнографизмов», привычных стереотипов в отношении к искусству Северного Кавказа. 

Поиск идентичности становится центральной темой большого числа проектов, показанных на выставке. Однако акцент сделан не на острых, радикальных, актуальных тенденциях в современном искусстве народов Северного Кавказа (хотя в работах некоторых художников такие тенденции хорошо прослеживаются), а на приверженности художников к традиционным ценностям, формам, материалам, техникам, образности, с выявлением своеобразия искусства в каждой республике. С помощью манипуляции кодами классической школы живописи художники рассказывают о жизни в регионе.

Слепки времени

Скульптура в 21-м веке может показаться архаичной формой искусства, однако на биеннале есть несколько художников, которые доказывают, что пластические формы никогда не потеряют свою актуальность.

Одна из самых важных работ Биеннале посвящена жертвам Беслана. Эта огромная конструкция, сваренная из металлических трубок, символизирует собой трагедию, в центре которой оказался человек. Ее автор, Темболат Гугкаев – промышленный-дизайнер из Владикавказа. Он начинал как ювелирный дизайнер, потом занимался графическим дизайном и 3D моделированием, что привело его к промышленному дизайну, скульптуре и стрит-арту. Его работы представлены в Германии, Турции и России. Сегодня Темболат также является директором 1-го неформального осетинского арт-пространства «Портал».

Еще один скульптор, чьи работы можно будет увидеть на Биеннале – Георгий Сабеев. Это известный осетинский скульптор, постоянно экспериментирующий с материалом и формами. Для него тень является таким же материалом, как металл или камень, из которого он словно лепит визуальные и ассоциативные образы. При этом сама скульптура становится второстепенной по отношению к собственной тени, приобретая бесконечное количество вариаций. Одна и та же фигура под разным освещением будет давать разную тень, а значит каждый раз будет представать новое произведение.

Современное искусство фактически стирает границу между понятием скульптуры и инсталляции. Традиционно считавшееся более монументальным и вечным пластическое искусство скульптурных форм сегодня приобретает новые смыслы. 

Пример авторской модернизации традиций – работы Миланы Халилова. Сохраняя архаичные декоративные мотивы войлочного ремесла, автор выходит на монументальный уровень. С этим сплетаются и гендерные вопросы: ведь ремесло войлока испокон веком было исключительно женским делом. Серия войлочных полотен, объединена в единый ряд с анимационным видео, добавляя динамичность и повествуя об их символах.

Еще один пластический материал – глина. Проект Магомеда Моллакаева посвящен детским воспоминаниям о летних каникулах в Аксае (Дагестан). «Глина была везде, в доме, во дворе, в поле, – вспоминает художник. – Глина, в которую Всевышний вдохнул жизнь, глина, которая нам сохранила коды прошлых цивилизаций. Глина, которая объединила людей на создание крова над головой («Булкъа» - объединение людей в помощь соплеменнику на постройку дома), сохраняла тепло огня в печи («Корюк»), прохладу родниковой воды в кувшине. Глина на протяжении всей истории человечества была его неотъемлемой частью и до сих пор хранит в себе неоткрытые тайны».

«Новые» медиа

Фотография давно стала конвенциональной формой искусства, однако художники продолжают открывать в ней новые возможности художественной выразительности. Фотография позволяет рассказать о природе, истории, традициях и обычаях места, однако она же позволяет показать скрытое от глаз, то, что человеческая оптика заметить не может или пропускает по невниманию, или то, что невозможно объяснить словами.

В первые в контексте кавказского современного искусства предстанут работы культового московского фотографа Льва Мелихова, родом из Дагестана. Портреты великих современников, кавказского происхождения, ставших частью истории России, наглядно демонстрируют переплетение судеб народов, а семейные снимки из Дербента, передают особую теплую привязанность автора к малой родине.

Одним из знаковых фотопроектов Биеннале станет #FollowMeTo Мурада и Натальи Османн, получивший мировую известность. Серию фотографий из путешествий Мурад Осман начал снимать в 2011 году. В основу серии легла идея показать красоту и уникальность каждой страны, через историю любви. Сейчас он вышел далеко за пределы социальных сетей, став манифестом нового поколения более 6 млн путешественников по всему миру.

Фотографии #FollowMeTo были показаны на Times Square и появились на обложках таких журналов, как National Geographic Traveler и Harper’s Bazaar India. Мурад и Наталья вошли в список Топ-3 самых успешных инфлуенсеров в мире по версии Forbes USA. Также, Наталья и Мурад выпустили одноименное шоу на Первом канале и издали две книги о своих путешествиях.

Другой фотограф, работы которого будут представлены на биеннале, – Рустам Байрамов – работает в уникальной старинной технике мокрого коллодионного процесса. Сложность этой техники заключается в необходимости немедленного экспонирования и лабораторной обработки готовой эмульсии, теряющей свои свойства при высыхании. С концептуальной точки зрения, магия процесса прекрасно дополняет мистические образы современников. В этом читаются и смысловые завязки с библейскими сюжетами, словно под влиянием новой родины автора – Иерусалима.

Еще один фотографический эксперимент будет представлен в исполнении Джабаха Кахадо. Применив в своем творчестве платиновую (палладиевую) печать XIX века, он добился фирменных «потертостей» на изображениях, которые являются блестящим результатом сочетания фотографии, полиграфии, живописи и абстрактного символизма. Платиновые отпечатки необычайно богаты оттенками: от теплого черного до красно- коричневого и различных тонов серого, которые недостижимы при других видах печати. В отличие от массовой серебряно-желатиновой печати и современных цифровых технологий, платиновая печать – исключительно ручной труд, самый длительный и сложный из фотографических процессов, в результате которого получаются необыкновенно благородные снимки.

Гендерные аспекты 

Сложно представить современное искусство любой страны и любого народа вне гендерных аспектов. Там, где традиции особенно сильны, вопрос о роли и месте женщины в культуре и искусстве встает особенно остро. И Северный Кавказ является как раз таким регионом. «Я хочу показать женщину как форму существования в этой жизни, – объясняет художница Людмила Байцева. – То, что именно женщина является доминантой этой жизни, и что существуют различные ипостаси этого существования, как духовные, так и внешние аспекты. При этом никаких конкретных женщин я не показываю. Поскольку женщина и жизнь в моем представлении являются синонимами, то я изображаю жизнь как таковую».

Еще один художник, работающий с этим вопросом – Даниэль Гентелев. «Стремление защитить честь женщин имеет отношение не столько к женщинам, сколько к благосостоянию общества в целом, поскольку аморальная женщина означает аморальное общество», – рассуждает он.

В своих работах он обращает внимание на тот факт, что в общечеловеческой реальности голоса женщин отсутствовали в архивах, почти исключительно созданных мужчинами, и они не понимали, насколько они видимы на самом деле. В рамках проекта он пытается показать на классическом материале, что непосредственная близость присутствия женщин имеет первостепенное значение для этой игнорируемой темы. «Я стараюсь передать этим документам благородное и хрупкое состояние их существования, будь они члены элиты или работницы на полях» – заключает автор.

Биеннале современного искусства Кавказа проходит в центре ARTPLAY с 25 по 31 октября.