Все мы еще с уроков истории и МХК знаем и помним монументальные полотна Репина – «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали». Кажется, что ничем новым Илья Ефимович удивить уже не способен. Выставка заставляет убедиться: наше отношение к Репину стоит пересмотреть. Как это часто бывает, шаблоны и взгляды, сформированные в советские годы, мешают увидеть всё разнообразие творчества художника.

Если имя Ильи Ефимовича Репина провоцирует вас примерно на следующий ход мыслей: «народный» художник, снисходительно отвергаемый за стилистическую банальность и «академический китч», то эта выставка — ваша находка.

Что нового открыть для себя на выставке?

1. Репин универсален.

Как и Лев Николаевич Толстой, художник не знал границ в выборе тем: он писал и народ («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»), и «интеллигенцию» («Не ждали»), и аристократов («Торжественное заседание Государственного Совета»). Он историчен («Иван Грозный и сын его Иван») и остроактуален («Арест пропагандиста»). 

Если вы не особенный любитель русской реалистичной живописи, исторической картины или изображений провинциальной жизни крестьянства, обратить внимание на эти работы всё равно стоит. Они были привезены на выставку из 35 музейных собраний — как из музеев со всей России, так и из-за рубежа. Неизвестно, когда ещё в одном месте соберут практически всё творческое наследие художника. 

2. Репин — мастер портретных жанров.

Портретная живопись Репина поражает большим разнообразием: очаровательные семейные портреты, портреты русской аристократии – писателей, художников, композиторов, артистов, —портреты знати и царской семьи: в каждой работе художник стремился увидеть и показать суть портретируемого, его лицо, душу и драму жизни.  

Особое внимание обращают на себя чудные портеты маленьких дочек Репина Нади и Веры, выполненных в милой, воздушной, почти импрессионистической манере. Шлейф французской живописи, гармония цвета и света, воздушность композиции — и, при этом, щемящее чувство близости, глаза «русской души», устремлённые на зрителя – что может быть прекрасней?

Помимо портретов своей семьи и близких друзей, Репин создал целую галерею портретов русской аристократии конца 19 – начала 20 века. Безусловно, все помнят портрет русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, которого Репин изобразил в последние дни его жизни. Среди женских образов одним из самых вдохновенных является портрет Элеоноры Дузе, невероятно точно передающий грацию, пластику и харизму актрисы итальянского театра. Титаны русской литературы представлены портретами Максима Горького, Ивана Тургенева, Льва Толстого, Владимира Стасова и многих других.

3. Репин — мастер колористики и энергии цвета.

Художник был родом из Харькова, поэтому он всегда восхищался украинской культурой, народным бытом и обычаями Запорожья. Женские портреты украинских девушек — «Танцующая» и «Украинка» — это совсем нетипичный Репин. По сочности красок и экспрессии, эмоциональности и колоритности эти портреты стоят особняком и открывают Репина с еще одной неожиданной стороны. Не приходила ли вам мысль взглянуть на выдающегося художника-реалиста как на новатора, стоящего в ряду экспериментов его современников — импрессионистов, экспрессионистов, фовистов? Всматриваясь в густой слой красок, положенных крупными раздельными мазками, заманчиво поразмышлять о взаимосвязи русской реалистической школы и новых направлениях французской живописи.

Не забудьте скачать перед походом бесплатные аудиогиды Третьяковской галерии на сайте  izi.TRAVEL:  «15 шедевров Ильи Репина», «Хорошо знакомые и малоизвестные картины», «Портреты» и «Детский аудиогид». Аудиоэкскурсии получились, как всегда, увлекательными и крайне информативными.