Художники активно осваивают мир супермаркетов и рекламы, черпают вдохновение в поп-культуре. Свидетельство тому – несколько модных столичных выставок.

Если поторопиться, можно еще успеть побывать на выставке в центре искусства «М`Арс». Проект с названием «Грубый домашний продукт–2» приехал из Чехии, где летом этого года вызвал немало одобрительных отзывов. Заголовок выставки – ни что иное, как дословная калька с выражения, в русской языке означающего «внутренний валовой продукт» (ВВП). Иными словами, чешские художники решили отразить актуальные проблемы производства и потребления. Понятно, что никакой ВДНХ здесь и близко не стояло – ведь многие работы откровенно ироничные. Например, ведро с дрожжевым тестом, созданное Славкой Соботовичовой. Тесто постоянно поднимается, вытекая из ведра – вот вам плоды растущей экономики. В другом зале демонстрируется видеофильм Яна Налевки, который вырезал из магазинных каталогов тысячу снимков разных товаров и поместил их на белый фон: под музыку фламандского композитора XV века Жоскина Депре вновь получившиеся иконы бесконечно сменяют друг друга. Но куда как более изощренную коллекцию артефактов представили Давид Беем и Иржи Франта. Они создали «рисунки жиром» прямо на внутренностях коробок, в которых доставляется пицца.

Последнее произведение чехов можно было бы смело поместить на выставку бразильско-американского художника Вика Мюниса, проходящую в Центральном Манеже. Мюнис создает копии классических картин и фотографий буквально из всего, что подвернется под руку. Из металлолома, ниток, шоколада и, что совсем уж расточительно, черной икры. Если имеется свободный час, то в Манеж нужно зайти обязательно – вас ожидают непревзойденные иллюзионистические трюки. Выставку, больше похожую на цирк, увидишь не часто.

Куда как более серьезен в изучении «общества потребления» молодой художник Яков Каждан, чью видеоработу представляет фонд «Современный город». Его видео Happy End показывает отношения человека с брендами. Яков решил закрыть тему рекламной диверсии и в дальнейшем, судя по всему, перейти к более глубоким вопросам.

Пока главные музеи готовят хитовые экспозиции к новогодним праздникам, можно побывать, по меньшей мере, на двух выставках, достойных внимания. Обе, если говорить грубо, имеют отношение к товару. В Историческом музее на выставке «Шелковый путь», подготовленной китайскими музеями, представлены древние шелка самого отменного качества и рассказана вся история этих благородных тканей.

В Музеях Кремля гостит питерская выставка «Под царским вензелем». Перед зрителем проходят почти три века императорского фарфора. Роскошные пейзажи на вазах и тарелках заставляют задуматься: а не пора ли уже переходить от ширпотреба к образцам по-настоящему высокого искусства.