До 11 февраля 2019 года в Театре «Практика» стихийно развернулась интригующая выставка. В один из дней зрители как обычно пришли на спектакль. Но пространство встретило их необычно. Скамейки стали экспонатами. На экранах в фойе вместо трейлеров спектаклей и логотипов партнеров — видеоинсталляции. Выключатели превратились в произведения искусства. О том, что происходит и что все это значит, специально для «Вашего Досуга», рассказывает Мария Никитина.

Театр «Практика» взял курс на расширение театрального горизонта и начал генерировать мероприятия, создающие мультикультурный контекст. Весной в театре стартует музыкальное направление. А уже сейчас «Практика» совместно с художниками Школы-студии МХАТ организует выставочные мини-проекты.

Выставка «Поколение нигде» — это манифесты молодых театральных художников, выраженные в форме небольших инсталляций. Группа авторов под руководством куратора Вани Боуден выходит за пределы сцены и зрительного зала и пытается осваивать выставочное пространство силами сценографии.

Элементы экспозиции вписаны в пространство театра с деликатностью, некоторые объекты буквально спрятаны в нем. Мимикрировать под ландшафт театра — ироничная идея создателей выставки. Художникам важно получить обратную связь от зрителя, подтвердить или опровергнуть свои манифесты, поэтому они придумали массу способов вступить в диалог. Игра в кости, видеоинсталляция,  блокноты для ответов на экзистенциальные вопросы, номерки-ключи к специальной азбуке – лишь часть общего веселья. 

Как уследить за логикой автора и разгадать правильный механизм действий с объектами, рассказывает куратор выставки и ее создатели.

Куратор выставки, художник Ваня Боуден:

«Выставка «Поколение нигде» посвящена манифестам сценографов — людей, чья работа в театре скорее видна, чем слышна. Размышляя о своей роли в театральном процессе, художники формулируют важные для них сегодня вопросы.

Работа Вики Сорокиной «Тосты» говорит о поиске ощущения праздничности и лёгкости в театре. Автор задается вопросом: как сохранить непосредственность и игру? Видеоинсталляция собрана из художественных съёмок разных совместных празднований и посиделок курса за 5 лет и совмещена с караоке.

Работа Алисы Мачильской «Орнамент» сделана в виде настольной игры. Ее манифест — это рассуждение на тему построения сценографии через принципы графики и орнаментальности. 

«Азбука художественной неуверенности» — работа Ани Агафоновой. Она вписана в работу гардероба так, что каждый зритель становится временным хранителем небольшого элемента инсталляции. «Азбука художественной неуверенности» — это внутреннее разрешение художника на сомнения и готовность ими делиться».

Художник Аля Ляпунова, автор работы «Некорректный вопрос»:

«Чуть больше полусотни табличек с ручками расположены на стене у лестницы при входе в театр, на каждой из них — "некорректный вопрос", обращенный к прохожему, место и ручка для ответа. Мой "некорректный вопрос" примерно следующего содержания: что вы здесь делаете? Задать этот вопрос человеку, работающему в театре, все равно, что предложить написать манифест. Задать этот вопрос гостю или зрителю театра, значит, попытаться выяснить, о чем люди мечтают, идя в театр, и что они ищут. Когда я увидела первые ответы, я очень обрадовалась, правда».

Художник Лена Микулинская, автор работы «Объект отсутствует»:

«Всё, что делает человек, прекрасно в принципе, если это правильно преподнести. Художник способен в обычной, на первый взгляд, вещи увидеть произведение искусства и обратить на нее внимание зрителя. Моей задачей было подметить такие объекты в пространстве театра и сделать так, чтобы посетитель взглянул на них немного иначе, не вырывая при этом предметы из контекста фойе».