Виктория Пономаренко
12 февраля 2017

Арт-маршрут: интерпретация тела

Зачем художники раздевают людей, поджигают деревянные нагие тела и подглядывают за отдыхающими на пляжах.

Художники цинично используют обнаженную натуру для выражения отвлеченных идей и понятий. Становясь художественным образом, тело символизирует что угодно: желание, уязвимость, совершенство, болезнь, здоровье, радость жизни и отвращение к ней. При этом все разнообразие интерпретаций телесности можно свести к двум стратегиям: подражанию природе человека и ее искажению. Что получается, можно увидеть на примере некоторых фотографий и скульптур, выставленных сейчас в Москве.

Античное искусство, Итальянский дворик

ГМИИ им. Пушкина, постоянная экспозиция

Контекст Первые экспонаты ГМИИ им. Пушкина — слепки и копии классических скульптур, принадлежавшие Кабинету изящных искусств и древностей Московского университета. До сих пор Греческий и Итальянский дворики — важная часть атмосферы главного здания и отличный способ изучить шедевры скульптуры. Кроме того, в собрании музея есть античное искусство, в том числе мраморные торсы богов.

Отношение к телу Античная скульптура — счастливый пример языческого приятия тела и связанных с ним наслаждений и совершенного технического исполнения. До нас, правда, статуи дошли нецельными, часто без голов или конечностей, и неподлинными, древнегреческая скульптура — сплошь римские реплики. В этой травмированности — недостижимость утраченного идеала, который тем не менее был превзойден европейцами в эпоху Возрождения. Хрестоматийные образцы, слепки которых есть в ГМИИ, — два Давида: кокетливый Донателло и гордый Микеланджело. Здесь же можно найти пример деревянной средневековой скульптуры — копию распятия из церкови замка Вексельбург. Приученные блаженным Августином к отвержению плоти христиане принимали один вид эротики — религиозный. Отсюда садомазохистская эстетика распятий, в которых нагое тело равняется страданию. По причине зацикленности на духовном средневековые скульпторы не заботились о натуральных пропорциях, что сегодня делает их работы трогательными и невинными.

Говард Шатц «25 лет в фотографии»

Центр фотографии им. братьев Люмьер, по 12 марта

Контекст Говард Шатц получил медицинскую степень в Университете штата Иллинойс, а затем работал офтальмологом в Сан-Франциско. Его фотографии научные и отстраненные. В течение 25 лет он исследует обнаженную натуру: мужскую, женскую, показанную в движении, в паре и группе, крупным планом. Особенно Шатц любит снимать спортсменов и танцовщиков.   

Отношение к телу С одной стороны, фотограф близок к античному искусству, его «биологические скульптуры» демонстрируют любовное отношение к физиологии. С другой стороны, нагая натура в его интерпретации лишена чувственности, хотя Шатц и утверждает, что фотографии женщин и пар посвящены как раз ей. Любое тело, даже самое несовершенное, Шатц за счет жестов, поз, ракурсов и крупных планов превращает в прекрасную формулу, абстракцию, пусть в этой абстракции и читается каждая пора, каждый волосок.

Арон Деметз, Массимо Витали «Диалог через века»

ЗИЛАРТ ХОЛЛ, с 16 февраля по 15 марта

Контекст Работы двух современных мастеров фигуративного искусства, скульптора Арона Деметза и фотографа Массимо Витали, привозят в Москву к научно-практической конференции «ЗИЛАРТ. Искусство и машина» как пример высокотехнологичного подхода к прекрасному — гладкие фигуры Деметзу помогают ваять роботы, а Витали, чтобы сделать многофигурные композиции более убедительными, совершенствует свою камеру новейшими примочками.

Отношение к телу Авторы трактуют человека традиционно, об этом говорит название выставки, Деметз ориентируется на религиозную деревянную скульптуру, а Витали близка живопись Возрождения. Деметз — моралист, идеальные человеческие фигуры из дерева, металла, мрамора он «портит»: поджигает, обливает краской, засаживает грибами, оставляет необработанные куски. Его тела больны и болезнь эта, по-видимому, духовная. Так Деметз говорит об уязвимости природы и человека как ее части. Тело бренно и греховно — подход христианский.

На фотографиях Витали тело коллективное. Если Шатц физиолог, то Витали — антрополог. В многолюдных, тщательно скомпонованных сценах на пляжах, рынках и дискотеках каждый человек индивидуален и в то же время включен в сообщество, представляющее собой красочный узор, ритм. При этом Витали, в отличие, например, от англичанина Мартина Парра, который также интересуется нравами и имеет в запасе фотосерию о пляжной жизни, над своими героями не насмехается.

Отзывы о «Арт-маршрут: интерпретация тела»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

12 мар. — 18 авг. | Новая Третьяковка, графика, живопись 12 мар. — 18 авг.

Новый взгляд на самого народного художника.

Выбор редакции

28 янв. — 1 апр. | Еврейский музей и Центр толерантности, видео, инсталляция, историческая 28 янв. — 1 апр.

Документы Холокоста и осмысляющее опыт войны искусство.

Выбор редакции

22 мар. — 9 июн. | Московский музей современного искусства на Петровке, графика, живопись 22 мар. — 9 июн.

Ретроспектива основателей соц-арта.

1 февр. — 28 июл. | Фонд In Artibus, графика, живопись 1 февр. — 28 июл.

Работы Владимира Вейсберга: от ранних этюдов до знаковых образцов «белого на белом».

23 нояб. — 19 мая | Третьяковская галерея в Лаврушинском, графика 23 нояб. — 19 мая

Графика Сомова, Судейкина, Сапунова.

Музей у озера в Англии, филиал Центра Помпиду в Шанхае и арт-центр на месте бывшей ГЭС в Москве.

От живописи Бэкона и Фрейда до ретроспективы Репина.

15 февр. — 15 мая | Мультимедиа Арт Музей, фотография 15 февр. — 15 мая

Джиджи Хадид, Литиция Каста, Сергей Полунин на снимках Альберта Уотсона.

28 февр. — 2 июн. | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись 28 февр. — 2 июн.

Мифы и легенды, придуманные Павлом Пепперштейном.

7 мар. — 14 апр. | ГЦСИ, инсталляция, мультимедиа 7 мар. — 14 апр.

Инклюзивное современное искусство.

Выбор редакции

5 мар. — 19 мая | ГМИИ им. А. С. Пушкина, графика, живопись 5 мар. — 19 мая

8 мар. — 26 мая | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись, современное искусство 8 мар. — 26 мая

Умные и яркие работы концептуалиста и борца с расизмом.