Не в самых благоприятных условиях наша арт-сцена продолжает принимать западных художников. Вот места и выставки, где можно увидеть иностранных знаменитостей.

Ретроспективу авангардного скульптора Александра Колдера привез в Москву американский фонд художника, которым нынче руководит его внук. Выставка получилась на загляденье легкой, благородной и поучительной. Как правило, разного рода абстракции отпугивают широкого зрителя. Но тут модернизм Колдера, в котором замешаны и живопись голландца Мондриана, и русский авангард Татлина и Родченко, и еще масса течений и направлений 1920–30-х годов, необыкновенно дружественен музейным посетителям с очень разными вкусами. Скульптуры-мобили, похожие одновременно на марионеток и на флюгеры, скульптуры из проволоки, выглядящие словно 3D-рисунки, все они очень театральны и эмоциональны. К слову, в 1920-е годы Александ Колдер придумал свое шоу — цирковое представление с фигурками, выполненными в характерной экспрессивной манере. Видео с колдеровским цирком крутится прямо на главной лестнице музея и вызывает массу восторгов. Лучшего места, чтобы понять и принять современное искусство, придумать сложно. Стоит поторопиться — экспозиция закроется в конце лета.

Несомненная мировая звезда сегодняшнего дня — это архитектор Заха Хадид, чья выставка сейчас проходит в Эрмитаже. Ее проекты больше похожи на скульптуры и арт-объекты, от смелости и гармонии которых дух захватывает. Один из проектов можно увидеть на очень занятной выставке «Антарктида» в Мультимедиа Арт Музее. Выставку придумал наш художник Александр Пономарев — он предложил подумать о художественном освоении Ледового континента. Так и возникла фантастическая научная станция госпожи Хадид. А кроме нее еще десяток остроумных утопий.

Возможно, имена художников, представленных на выставке в Музее им. Бахрушина, мало что скажут даже искушенным зрителям. Но те, для кого они работают, известны очень многим. Речь идет об огромном — шутка ли дело, 200 имен — международном проекте, который объединил все лучшие театральные костюмы, созданные за последние четверть века. Их надевали на премьерах во всех главных театрах планеты. Одну только постановку «Трубадура», которую оформляла китайская художница Джао Янь, посмотрели полмиллиона человек. От каждой страны заявлен лучший мастер по костюмам.

Наконец, о последней знаменитости, выступающей со своими картинами в Академии художеств, говорит фамилия — Пал Саркози. Отец экс-президента Франции и почетный пенсионер, как не трудно догадаться, всерьез увлекается живописью. За что был принят в члены нашей Академии и уже здесь выставлялся. Об уровне и актуальности его работ умолчим до вернисажа – когда готовилась статья, картины еще только подъезжали к Москве.