Запланированный на 18-19 сентября аукцион в Лондоне был отменен. Коллекцию Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской за день до торгов приобрел российский миллиардер Алишер Усманов.

Сумма сделки не разглашается, но, по словам главы «Sotheby`s Россия и СНГ» Михаила Каменского, она «во много раз» превысила ожидаемый доход от торгов (26-40 тысяч долларов). По словам Усманова, покупка была обусловлена желанием не допустить того, чтобы эта уникальная коллекция была распрдана по частям. Бизнесмен особо отметил, что собирается передать наследие в музейный фонд России.

Галина Вишневская вспоминает: «Когда в 1974 году нас вынудили покинуть СССР, нам пришлось оставить все, что у нас было. Мы уехали буквально без гроша. У Ростроповича осталась только виолончель и Кузя, ньюфаундленд, а у меня – два чемодана и двое детей. Когда в 1978-м нас лишили гражданства, мы приобрели квартиру [речь идет о парижской квартире. прим. авт.], в которой жили все эти годы. Ее мы решили сделать Русским домом, такой она и осталась до сих пор».

Затем у прославившейся на Западе четы появилась и лондонская. Все апартаменты Ростроповича-Вишневской имели не только бытовое, но и символическое значение. Они были их «малой родиной», где ощущение родного места и культуры создавали уникальные произведения, купленные на аукционах и распродажах русского искусства.

Из коллекцииГруз высшей пробы
Едва ли не сразу после смерти Мстислава Ростроповича (в апреле этого года) появились сообщения о продаже его коллекции. Поклонники музыкальной пары восприняли их как «утку» и возмутились: не успели оплакать человека, как взялись за его имущество. Вишневская со свойственной ей категоричностью ответила «ревнителям памяти»: решение о продаже картин и фарфора было принято самим Мстиславом Леопольдовичем, она исполняет его волю – перебраться на ПМЖ в Россию, избавившись от музейного груза.

Груз, между тем, высшей пробы. Каким-то образом музыкантам удалось приобрести вещи на зависть всем центральным музеям. Взять, например, едва ли не самое большое собрание редких картин Ильи Репина – 20 произведений. Среди них и такая изысканная и необычная для «народного художника» вещь как «Бальный зал» – любовное изображение аристократического веселья (предварительная стоимость 400 тыс. долларов). Кроме того, имеются репинские портреты Чуковского, Пушкина и даже «Обнаженная женская натура» (начальная цена доходит до $1 млн. за каждую работу).

Из коллекцииТри хита
С особым трепетом дирекция «Сотбиса» сообщает о трех хитах предстоящих продаж. Шедевры такого уровня нынешние эксперты не припомнят. Первым выступает картина «Лики России» модерниста Бориса Григорьева, написанная им перед самым отъездом в эмиграцию в 1918-м. Понятно, что «лики» на полотне самые что ни на есть потерянные: люди, вырванные из их привычной среды, пущенные в водоворот революции. За всю эту российскую безысходность аукционисты назначали рекордную начальную цену в 2 миллиона долларов.

Далее идет шикарная композиция Николая Рериха «Сокровище ангелов» – Священный град на холмах Северной Руси. Она была создана еще до того, как Рерих увлекся Гималаями и окончательно погрузился в Восток – оттого и ценится как высочайший образец стиля модерн. В свое время чета приобрела раритет на том же «Сотбисе» за 500 тысяч долларов. Торги за Рериха обещали начаться с цифры, превышающей 2 миллиона – можно почувствовать, как изменились цены с 1998 года.

Наконец, абсолютная жемчужина коллекции – этюд головы старца Александра Иванова, созданный для монументального «Явления Христа народу». В частных коллекциях подобного рода вещи пока не обнаружено – поэтому стоимость выше 2 миллионов.

Из коллекцииЮсуповский фарфор – недорого
В качестве живописного сопровождения предлагаются такие знаковые работы, от которых у преподавателей истории искусства закружится голова: тут и виртуозный портрет Боровиковского (одного из основоположников русского портрета), и императорский образ Георга Грота (времен Екатерины II), и сенсационное изображение супруги заводчика Демидова, выполненное великим Карлом Брюлловым. Именно на него заявлена самая высокая отметка торгов – 3 миллиона.

Остается сказать о истинной страсти Галины Вишневской – императорском фарфоре. «Русский фарфор, – говорит она, – это что-то особенное. Я сразу отличу его от любого другого. Там, где выставлено несколько вещей, я сразу найду русскую». Убедиться в абсолютном вкусе Галины Павловны можно только взглянув на список предлагаемых вещей. Здесь и Орловский сервиз – первые фарфоровые изделия русских мастеров, заказанные для фаворита Екатерины II (от 700 тыс. долларов). Далее идет подаренная императрицей опять же Орлову табакерка (400 тыс. долларов). Венчают фарфоровый фейерверк эксклюзивные блюда из усадьбы Архангельское, где у графа Юсупова была своя мастерская (Юсупов не продавал свой фарфор – это были величайшие подарки). Юсуповские раритеты оценены сравнительно недорого – от 40 тысяч долларов за пару.