Музейные выставки в апреле радуют новизной и качеством экспонатов. После современных экспериментов на Биеннале настало время триумфа классики – в столицу привезли мировые раритеты.

 Модильяни
«Все божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете. Я знала его нищим, и было непонятно, чем он живет. Как художник он не имел и тени признания», - так писала Анна Ахматова о своей первой встрече в 1911 году с Амедео Модильяни. Теперь это один из самых дорогих и известных живописцев. О его несчастной жизни пишут романы, а в Голливуде снимают фильмы. В России нет ни одного полотна художника. Уже одно это – повод немедленно отправиться в Пушкинский (избегайте больших очередей в выходные дни). Удивительно, что первые зрители картин Модильяни (особенно его «Обнаженных») забрасывали их камнями, считая крайне неприличными. Почувствуйте, как изменились вкусы менее чем за одно столетие.

 Сокровища Китая
Начинают открываться выставки, приуроченные к Году Китая. Первая и самая дорогая показывает драгоценные и раритетные экспонаты из пекинского дворца императоров, который мы обычно видим в каждом фильме о Древнем Китае. Вход во дворец простым смертным в течение многих веков был заказан. Лишь сегодня можно увидеть символы императорской власти и атрибуты придворного церемониала династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). Кроме того - ритуальные бронзовые сосуды архаичных времен, изделия из нефрита, лака, фарфора, металла и эмали, живописные свитки, а также ритуальные, парадные и повседневные одежды. Сразу вслед за кремлевской выставкой Третьяковская галерея представит проект, посвященный истории и современности китайского фарфора.

 Нон-конформизм с 50-летней выдержкой
Все, кто интересуется историей российского андеграунда, не могут пропустить первую персональную выставку семьи Рабиных-Кропивницких. Истории жизни трех художников, которые создали целое направление в послевоенном искусстве. Оскар Рабин, его супруга Валентина Кропивницкая и их сын Александр Рабин взорвали советскую систему новым стилем работ (знаменитые коллажи «лианозовской группы») и акциями («Бульдозерная выставка»). За что и были в 1978 году лишены российского гражданства. Сегодняшнее возвращение их картин из Парижа – еще одна глава в восстановленной летописи ХХ века.

 

Актуальные римейки
Главный музей страны пошел на эксперимент – позволил проникнуть в классические залы современным художникам. В рамках Биеннале Третьяковка отвела небольшую комнату среди пейзажей Левитана и композиций Нестерова под произведения актуальных и современных мастеров, перепевающих знаменитые картины. Это не просто диалог нового со старым, а попытка нащупать особый путь искусства. Проект называется «Мыслящий реализм». Впрочем, и без всяких культурологических выкладок эта миниатюрная выставка очень даже остроумна: взять хоть «Боярыню Морозову на морозе» Пепперштейна.