У всех на устах Московская биеннале современного искусства. Музеи отодвинуты на второй план. Но это совсем не значит, что с классикой покончено – просто она переместилась в новое место.

 «Русский поединок»Мыслимое ли дело – в феврале открылись только две-три музейные выставки, которые заслуживают отдельного посещения. Все остальные площадки и их кураторы копили силы для Биеннале, под которую министерство культуры «подтянуло» все вернисажи, назначенные сразу за масленичной неделей. Итак, в музеях мы имеем: ничем не заполненные залы Пушкинского, ожидающие «Сокровища Меровингов» (уникальное собрание средневекового искусства, которое к 12 марта доставят из Берлина) и долгожителя Александра Иванова с его «Явлением Христа народу», которого показывает Третьяковская галерея на Крымском валу. Сама Третьяковка экстренно готовится 2 марта открыть выставку «Соцарт» со звездами этого направления Комаром и Меламидом.

Две совсем свежие выставки стоит посетить уже сейчас, пока напор современного искусства еще не набрал силу. В музее А.С. Пушкина на Пречистенке работает выставка, после которой чувствуешь себя спокойно в любой светской компании. В том смысле, что после «Русского поединка» вы сможете увлекательно поговорить о таком щекочущем нервы предмете как дуэль. Мало того, что через дуэли (особый вариант аристократической «Ленин и Керенский: на перекрестке исторических судеб»разборки) прошли едва ли не все лучшие люди России (от императорских особ до поручиков, баловавшихся сочинением сонетов), так в них включались в качестве дерущихся еще и дамы. Из Франции привезены пистолеты, которыми, по преданию, был смертельно ранен Александр Пушкин.

Исторический музей вспоминает Февральскую революцию на экспозиции «Ленин и Керенский: на перекрестке исторических судеб». Зрителю предстоит самому сделать выбор в пользу одного из двух самых заметных персонажей драмы, разыгравшейся в Питере в 1917 году. С советских времен Керенского представляли эдаким фигляром, напялившим женское платье, чтобы убежать от революционных рабочих. Сегодня его образ рисуется без лишней эксцентрики – министр юстиции, военный министр, глава Временного правительства был кем угодно, но не клоуном.

"Музей Фрейда"Стоит сказать еще о двух музеях, которые возникнут исключительно в феврале-марте. Фонд Stella Art привозит в Москву собрание венского Музея Фрейда и выставляет его в своих залах в Скарятинском переулке. Речь идет совсем не о записях чужих снов или личных вещах доктора Зигмунда Фрейда, лечившего на улице Бергассе депрессивных аристократов. Оказывается, во фрейдовской квартире хранится уникальное собрание концептуальных произведений лучших художников ХХ века (от Джозефа Кошута, создававшего картины-тексты, до Ильи Кабакова, прославившегося «тотальными инсталляциями»). Именно эти работы и представят Вену на биеннале.

На Кузнецком мосту появилось новое выставочное пространство (ул. Кузнецкий Мост, 21/5), которое с полным правом можно назвать музейным. Фонд «Екатерина» показывает историю русского искусства ХХ века – все начинается авангардом, а заканчивается новейшими шедеврами перестроечных провокаторов (особенно примечательна «Теннисистка» Олега Кулика).