Если сравнивать музеи с предприятиями общепита, сложившуюся культурную ситуацию можно описать так: в январе комплексные обеды выходят из моды, гораздо актуальнее заказывать одно, но изысканное блюдо.

Почти все сегодня понимают, что объять необъятное, осмотрев за раз весь музей или крупную выставку, невозможно. Такой способ культурного потребления напоминает шведский стол – желудок полон, но никакого удовольствия. Потому-то организаторы и пытаются сконцентрировать внимание зрителей на хитовых вещах, или, говоря на языке кулинаров, высокой кухне. Так или иначе, все лучшие экспозиции, стартовавшие до новогодних праздников и открытые весь январь, это либо монографические проекты (как собрание работ Филонова в ГМИИ), либо выставки, посвященные одному холсту.

Лидером оказывается Пушкинский музей: в залах на Волхонке проходят сразу две выставки, каждая из которых посвящена одной картине. О первой уже написано и сказано много: из Дрездена в Москву доставили «Святого Себастьяна» XV века кисти Антонелло да Мессина, совершенный и прославленный образец живописи эпохи итальянского Возрождения. А совсем недавно представили еще один примечательный экспонат – полотно фламандского гения XVII века Питера Пауля Рубенса «Тарквиний и Лукреция». С этой картиной, принадлежащей одному российскому бизнесмену, связана целая детективная история. До войны она находилась в немецком собрании и была вывезена в Россию неким военачальником. Потом пылилась и осыпалась где-то в кладовке, пока предприниматель Владимир Логвиненко ее не купил и не отреставрировал. Новому владельцу пришлось судиться с Германией, но свои права он отстоял. В результате шумного процесса весь мир узнал о рубенсовской добродетельной девушке Лукреции, которую чуть было не лишил чести римский патриций. Не сказать, что полотна Рубенса являются особенной редкостью, но в каждом доме они явно не висят, оттого оценить шедевр барочного искусства очень даже стоит.

Третьяковская галерея на Крымском валу, как и ожидалось, построила выставку, посвященную 200-летию Александру Иванову, вокруг его главной работы – картины «Явление Христа народу». Здесь - многочисленные эскизы и наброски для знаменитого холста. Иванов трудился над «Явлением» около двадцати лет, и увидеть, как «вызревал» этот живописный шедевр, по-настоящему интересно.

Архитектурный музей совместно с итальянскими партнерами вспомнил еще об одном монументальном творении, впрочем, так и оставшемся на стадии эскизов и макетов. Речь идет о «трибуне трибун», «пролетарском чуде», Вавилонской башне коммунизма - Дворце Советов. В финале конкурса на лучший проект, проводимого в начале 30-х годов, приняли участие 160 архитекторов (из них 24 – зарубежных) – их работы и представлены в залах музея.

Наконец, ни в коем случае нельзя пропустить выставку «Разговор руками» в Музее современного искусства на Петровке. Это уникальный случай, когда вполне академический подход соединился с радикальным искусством. Американский коллекционер Генри Буль собрал лучшие образцы фотографии ХХ столетия, посвященные одной теме – человеческим рукам. Оказалось, руки выражают все радости и боли ушедшего века, столкновение идей и стилей. Ограничив себя узкой темой, Буль вышел победителем – собранные работы действительно интересны. Будьте, однако, готовы к тому, что попасть на эту выставку по недорогому общему билету вы не сможете - за просмотр придется заплатить отдельные 200 рублей. Это еще одна новая тенденция в наших музеях – устраивать специальный вход на гастрольные проекты.