Как и полагается в декабре, главная выставка зимнего сезона открывается в Пушкинском музее. В этот раз экзотической теме, выбранной в ГМИИ, аккомпанируют еще несколько экспозиций с не менее редкими вещами.

Традиционный фестиваль «Декабрьские вечера» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, еще лет десять назад считался обязательным мероприятием для всякого московского интеллигента. Если уж не удавалось попасть на элитарные концерты в Белый зал, всегда оставался главный бонус – выставка с самыми завлекательными предметами, которые в обычной экспозиции не увидишь и о которых можно будет говорить во время новогоднего застолья.

В этом году название музейного хита звучит следующим образом – «Маски: от мифа к карнавалу». В основных залах Пушкинского разместятся более трехсот масок всех времен и народов. От древнеегипетских личин, которые клались на лица умерших (чтобы душа не слишком отделялась от тела) до застывших физиономий, которые используют актеры японского театра. От ритуальных и театральных масок античности и комедии дель арте XVII-XVIII веков до шаманских одеяний народов Древней Океании.

Нельзя сказать, что тема маски особенно нова и необычна: в любом этнографическом музее можно насладиться разного рода богомерзкими страшилами с пустыми глазницами. Маски были необходимым компонентом древней магии и прямым путем перехода от реальности к мифу (надел маску – и ты уже не человек, а дух или того хуже – умерший предок). Однако кураторы ГМИИ пошли дальше и проследили судьбу маски в европейском искусстве. Оказалось, что с эпохи Возрождения маска становится символом обмана, позора и преступления. Под ее покровом совершались темные дела. В галантном XVIII веке маски стали использовать для любовных заигрываний, для переговоров и тайных собраний. Еще одна масочная традиция, дожившая до наших дней – маскарады и карнавалы. Они, как выясняется, также несут частицы древних ритуалов – надевая маску, человек как бы разрывает границы условности, становится более свободным, если не сказать развязным.

Понятно, что большая часть экспонатов в Пушкинском музее связана с восточными культурами (Япония и Китай), где маска по сей день – неотъемлемая часть праздника. Продолжить знакомство с историей искусства этих регионов стоит в Музее Востока, где открывается выставка скульптуры из частных коллекций. Организаторы этой пока еще беспрецедентной акции (в Москве почти нет галерей, всерьез занимающихся восточным антиквариатом) заявляют: «Теперь совсем не обязательно ехать в Британский музей или Музей Гимэ, чтобы прочувствовать гармонию ранней буддийской скульптуры Гандары, восхититься терракотой времен правления династии Тан или лицом к лицу увидеть кхмерскую скульптуру легендарного Ангкор Вата. Проникнуться духом Востока, соприкоснуться с вечностью и истиной, а также посетить Индию, Китай и Юго-Восточную Азию можно в залах городской усадьбы начала XIX века прямо в центре Москвы». Свое путешествие можно продолжить в Библиотеке иностранной литературы. Не пропустите открывающуюся там экспозицию «Литература и искусство Монголии», посвященную 800-летию образования Монгольского государства - культура, история, быт, искусство во всей первозданной красе.