Интерес к старинной фотографии растет день ото дня. Лучшее тому доказательство – спрос на рынке и цены на винтажные снимки, которые уже ничуть не ниже, чем на современные им картины. Растет и антикварная ценность фотовинтажа, который еще вчера казался не более чем редким хобби. 

В октябре прошла очередная серия фотоаукционов. Торги в Нью-Йорке – «Сотбис» и «Кристис» – еще раз подтвердили интерес коллекционеров к отпечаткам XIX – начала ХХ веков. Общая сумма, которую собрал дом «Сотбис» за две сессии 17 октября 2006 года, составила $6 485 300, а «Кристис» за 17 и 18 октября выручил $7 590 860. Касса эксцентричных коллекционеров растет.

Винтаж как он есть

В 1970 году в галерее Ли Виткина некий американец купил фотографию Анзеля Адамса «Восход Луны, Эрнандес, Нью-Мексико» (38,7 х 49,6 см). 17 октября 2006 года эта самая фотография была продана с аукциона за $32 400: жаль, что бывший владелец не сообщил, за какую цену он приобрел снимок 36 лет назад, но и так ясно, что его стоимость поднялась в несколько раз. Отличное вложение даже с учетом инфляции.

Но вот еще одна интрига. Тот же Анзель Адамс. Тот же «Восход Луны, Эрнандес, Нью-Мексико». Размер чуть поменьше (36,5 х 48,6 см). Тот же аукцион «Сотбис» 17 октября 2006 года. Оба отпечатка подписаны самим фотографом. Однако второй отпечаток продан уже за $609 600, став самым дорогим лотом не только этого дня, но и всей октябрьской серии нью-йоркских торгов. Логичный вопрос: в чем же разница между двумя «Восходами»? Здесь нужно знать историю снимка.

Ночью 1 ноября 1941 года злой Анзель Адамс вместе со своим сыном и ассистентом колесил по разбитым дорогам Нью-Мексико после неудачного рабочего дня. И вдруг он увидел невероятно красивую картину – Луна сквозь тучи освещала мрачное мексиканское кладбище. Он притормозил, вытащил аппаратуру (это было непросто – Адамс работал с негативом размером 8 на 10 дюймов) и успел сделать один кадр. Потом вышло солнце, и свет полностью изменился…

Этот кадр стал одним из самых знаменитых образов Адамса. Но для начала его надо было напечатать, что было очень трудно. Адамс был перфекционистом, чрезвычайно стремившимся к совершенству, и имеющийся негатив его не устраивал – он считал, что небо плохо проработано. Поэтому в начале и середине сороковых он сделал лишь несколько отпечатков: один для своего друга Бомона Ньюхолла, он сейчас находится в коллекции МОМА (нью-йоркского Музея современного искусства); еще один отпечаток с течением времени оказался в коллекции Принстонского университетского музея, два других хранятся в частных собраниях.

В декабре 1948 года Адамс заново проработал негатив и сделал еще несколько отпечатков. Один из них он подарил своему ассистенту Пирклу Джонсу – именно этот экземпляр и ушел с аукциона за $609 600. Другой сейчас находится в Музее Гетти. Есть и еще несколько примечательных «Восходов» сороковых годов, но все они – наперечет.

Здесь и начинаются принципиальные отличия в цене и качестве, казалось бы, одного и того же снимка: дело в том, что Адамс печатал один кадр на протяжении всей своей жизни, постепенно увеличивая контрастность, – ранние отпечатки более мягкие и богаты полутонами, более поздние – резче. Так вот, за самую высокую сумму ушел отпечаток 1948 года. Даже в каталоге «Сотбиc» заметны отличия между двумя предложенными фотографиями, если очень внимательно присмотреться, можно различить отпечаток сороковых от отпечатка шестидесятых ($32 400).

Стоит ли такое небольшое эстетическое различие почти 20-кратной разницы в цене? Наверное, нет. Но этого стоит история. Потому что коллекционер, покупающий Адамса, покупает не предмет, а историю предмета. Для собирателя винтажного фото важна, во-первых, дата его изготовления (как правило – чем раньше, тем лучше, но бывают и исключения). Во-вторых, безупречное происхождение (например, из коллекции ассистента мастера). В-третьих, история аналогичных вещей (особенно, если они находятся в знаменитых публичных музеях) – они оказывают решающее воздействие на стоимость. В общем, если бы на торги вышел один из самых ранних отпечатков «Восхода», то цена точно перевалила бы за миллион…

Галеристы и коллекционеры

Прежде чем достичь столь высоких степеней – попасть в музейные собрания и на аукционные торги – винтажная фотография вынуждена была пройти долгий путь общественного признания. Справедливости ради нужно отметить, что в этом ей немало помогли фотогалереи. Они появились уже в первое десятилетие существования нового искусства. В Штатах первопроходцем был Метью Брейди: его «Галерея миниатюр Дагерра» открылась еще в 1844 году. Конечно, по своим функциям она сильно отличалась от современных учреждений с тем же названием, так как галерист продавал не сами выставленные дагеротипы, а собственное мастерство фотографа при помощи наглядной агитации: посмотрев на снимки, клиенты могли заказать фото для себя.

Но уже следующая галерея Брейди, расположенная в роскошном квартале Даунтауна, на углу Бродвея и Второй улицы в Нью-Йорке, была гораздо ближе к современному образцу – там можно было купить портреты знаменитых современников. Конечно, это опять не была галерея в современном смысле слова, потому что фотографии там продавались вовсе не как «произведения искусства», а скорее как сувениры.

Была еще знаменитая «Галерея 291», выставочная площадка современного искусства, открытая в 1902 году в Нью-Йорке двумя фотографами – Эдвардом Стейхеном и Альфредом Штиглицем. Но, по нынешней терминологии, ее можно назвать «нон-профитной»: она скорее пропагандировала искусство фотографии, чем продавала его. К слову сказать, именно Стейхен как издатель и куратор продвигал фотографию на протяжении десятилетий и добился в этом больших успехов. Он был первым, кто вплотную подошел к признанию фотографии самоценным произведением.

Впрочем, реальное изменение статуса фотоискусства совпадает со столетием изобретения камеры: историк искусства Бомоном Ньюхоллом организовал в МОМА (Американский Музей современного искусства в Нью-Йорке) этапную выставку «Фотография 1839–1937»; он же – по следам выставки – выпустил в 1949 году свою «Историю фотографии от 1839 года до наших дней» – книгу, которая стала образцовой в своем роде.

Что же касается современных фотогалерей, которые торговали снимками, как живописные галереи – картинами, они появились довольно поздно. В тот момент, когда фотография стала достаточно старой, чтобы была возможна знаточеская оценка отпечатков.

Тогда же и закрепляется понятие «винтаж». Это ключ к рынку старинной фотографии. Винтаж для галериста и коллекционера – это отпечаток, сделанный при жизни фотографа и под его наблюдением. А дальше идут детали, которых десятки: важно, когда точно отпечаток был сделан – сразу после съемки или десятилетия спустя; важно, присутствует ли подпись фотографа и дата на самом отпечатке или нет; важно, для какой цели был сделан отпечаток – для пробы, для друга, для выставки? Все эти и многие другие подробности влияют на стоимость работы.

Концентрат творчества

Галерейная волна, принесшая на рынок винтаж, хлынула в семидесятых. Тогда на смену диктатуре печатных медиа (кино- и фотопродукции) пришла диктатура телевидения. Освобожденная от прежнего груза власти, фотография стала ассоциироваться с творчеством в большей степени, чем с информацией. И американские галеристы придумали для себя новый рынок. Пионером был Ли Виткин из Нью-Йорка. В Лондоне Сью Дейвис и Дороти Бом открыли «Фотограферс Гэллери»: она существует с 1971 года по сей день, став старейшей из ныне работающих на рынке фотогалерей. В Париже первой была Агата Гайар (в 1976), в Торонто – Джейн Коркин (в 1978).

Примечательно, что на гребне волны были не только и даже не столько фотогалеристы, а те дилеры, которые работали с современным искусством. Например, американские художники нового поколения активно использовали фотообразы, и оборотистые галерейщики – такие, как Лео Кастелли (главный дилер поп-арта, минимализма и концептуализма), – заинтересовались фотографией. В зале Ли Виткина в начале семидесятых можно было купить снимки Анзеля Адамса или Эдварда Вестона по цене от 25 до 200 долларов, а в галерее Лео Кастелли работы концептуалиста Джозефа Кошута, продавались по ценам на порядок выше, чем верхняя планка цен Виткина. Кстати, примерно то же – на порядок – соотношение цен между шедеврами фоторынка в узком смысле слова и шедеврами рынка американского послевоенного искусства сохраняется до сих пор. Однако динамика цен – в пользу винтажного фото. По подсчету аналитика рынка Робина Дюфи, цены на фотографию между 1975-м и 1991-м подросли в целом на 680 процентов. Это заслуга галеристов. А в конце девяностых случился фотобум, который поднял планку еще выше.

Сегодня старинная фотография – объект инвестиций. Покупатели-энтузиасты на американском рынке давно уступили свое место профессионалам – коллекционируют отпечатки прежде всего для того, чтобы вложить деньги. Фотография – очень удобный объект: она не занимает большого места и не требует чрезмерного внимания; ее легко хранить в банковской ячейке с контролируемой температурой, время от времени вынимая для показа реставратору. Снимок лежит, а цены растут.

Есть еще искатели славы. Фотография стала модным предметом в конце девяностых. Это – оборотная сторона цифрового бума: чем быстрее аналоговая фотография (сделанная с исторического дагеротипа) выходит из массового употребления, тем быстрее растет ее популярность на арт-рынке. Американские, а вслед за ними европейские и российские коллекционеры уже покупают винтаж для того, чтобы быть «в струе», на гребне моды.
 

10 самых дорогих фотографов на аукционах мира:

1. Эдвард Стейхен – американский фотограф начала ХХ века, автор самого дорогого снимка, проданного на «Сотбис» почти за 3 миллиона долларов.

2. Эдвард Вестон – американский фотограф первой половины ХХ века, прославившийся искусными ню и снимками экзотических видов.

3. Анзель Адамс – пейзажи этого мастера считаются одними из самых дорогих на арт-рынке.

4. Ирвинг Пенн – выдающийся мастер модной фотографии и фотопортретов знаменитостей, а также непревзойденных фотонатюрмортов.

5. Даяна Арбус – знаменитая американка, снимавшая маргиналов (геев, умственно отсталых, карликов) задолго до того, как тема «отщепенцев общества» стала невероятно модной.

6. Роберт Франк – лучший создатель фоторепортажей послевоенной Европы и Америки.

7. Роберт Мэпплторп – фотохудожник, работавший на грани порно. Его брутальные снимки – классика второй половины ХХ столетия.

8. Андреас Гурски – представитель современной дюссельдорфской художественной школы, один из самых модных рекламных фотографов.

9. Андре Картье-Брессон – классик европейского парижского фото.

10. Томас Руфф – современный фотохудожник, как никто другой владеющий светом и цветом и превращающий снимки в настоящие живописные полотна.


Российские галереи , работающие с винтажным фото:

Московский дом фотографии
По сути дела, этот музей на сегодняшний день – единственный крупный монополист на российской арт-сцене. Лучшую часть и самую интереснуюего коллекции составляют произведения авангардных фотографов 1920–30-х годов. Сейчас музей активно собирает пикториальную фотографию XIX века. Речь идет о снимках, которые еще не утратили связи с живописью: их отличает живописная «туманность», светотеневые блики, классические сюжеты (главным образом, пейзажи).

Галерея «Глаз»
Эта галерея была основана как совместный проект Дома фотографии и Московского центра искусств, но затем обрела самостоятельность. Занимается главным образом российскими и западными фотомастерами ХХ века. Делает вернисажи на Арт-Стрелке.
Информация и контакты – через Московский дом фотографии.

Галерея им. братьев Люмьер
Основана в 2001 году как одна из немногих галерей, занимающихся исключительно фотографией. В коллекции – классика советской репортажной съемки. В 2005 году
Фотогалерея первой представила московской публике лучшие работы Уильяма Кляйна, выполненные им в 1950–60-е годы для французского журнала Vogue. Сейчас в ЦДХ развернута выставка, посвященная пятилетию «Люмьеров».

Фотосоюз
Галерея Союза фотохудожников России занимается исключительно современной фотографией. Хотя в коллекции есть и классические образцы советского ретро.