Ближайшую неделю стоит посвятить произведениям редким и необычным, привезенным в столицу из разных весей. Впрочем, это не исключает похода в классический музей - вас и там ждет немало сюрпризов.

В течение недели музеи и галереи, которыми руководит Зураб Церетели, подвергнутся итальянскому нашествию. У подопечных Зураба Константиновича завязались с Италией очень тесные отношения и причина такой близости понятна - итальянцы не отличаются на европейской арт-сцене радикальностью, зато любят красивую форму, старинную технику живописи и предпочитают «хорошо сделанные» вещи. Наша Академия Художеств для них - самое место. Все перечисленные выше качества можно в полной мере оценить на вернисаже в Галерее Зураба Церетели «Итальянское искусство ХХ века». На суд московской публики представят 100 работ 35 художников только из одной области полуострова - региона Марке. Как известно, нет такого итальянца, который бы не пел. Судя, по тому, сколько живописцев и скульпторов произвела область, сравнимая по размерам с каким-нибудь Бирюлево, нет такого итальянца, который бы не рисовал. Впрочем, среди заявленных авторов имеется одна итальянская звезда – скульптор Арнальдо Помодоро, близкий друг Церетели.

В качестве дополнения к художникам Марке стоит познакомиться с римским проектом Roma Punto Uno в Музее современного искусства в Ермолаевском переулке. Главная интрига этой экспозиции – все выставленные произведения одного размера: 18 на 24 см. В заданный формат более 70 художников смогли вместить свои размышления о Вечном Городе - получились фрагменты огромной мозаики (всего 149 экспонатов) - от меланхоличной абстракции до вполне конкретных пейзажей.

Если учесть, что к обустройству Кремля приложили руку немало умелых архитекторов с Апеннинского полуострова, то поход на выставку «Сокровища из Эрмитажа», открывшуюся в Успенской звоннице, также можно считать продолжением итальянской программы. Статусная экспозиция драгоценностей, приехавшая из Питера, завершает празднование 200-летие Музеев Кремля. К счастью, худшие опасения не подтвердились: блеск бриллиантов не затмил качества предметов. Коллекционное золото Петра Первого, табакерки Екатерины Второй, платиновая чернильница Александра Первого и первостатейные изделия европейских мастеров XVI - начала ХХ веков - все они достойны восхищения не только из-за дороговизны материалов, но и с художественной стороны.

После кремлевского золота очень забавно сходить на проект Argentum, устроенный радикалами-дизейнерами в Московском центре современного искусства на Неглинной. Речь идет, как ясно из названия, о серебре: этот благородный металл станет главным действующим лицом в интерьерной инсталляции, устроенной Игорем Литуринским (Россия) и Ронаном Леостом (Франция). В ней предполагается смешать все стили и направления, музейные предметы и дизайнерские объекты, старину будуаров и салонов с современным звукорядом модных клубов. 

Наконец, на этой неделе ни в коем случае нельзя забывать о фотографии, каковая в ноябре - царица искусств. Дом Фотографии отмечает свое 10-летие двумя масштабными выставками в Манеже: «Новые поступления» и «Александр Родченко». О последней написаны уже горы статей - экспозиция авангардного мастера, открывшего головокружительные ракурсы и стиль конструктивизм, стала основным событием осени. По поводу новой коллекции снимков, устроители юбилейного шоу просят особенно не распространятся - пусть для зрителей это будет сюрпризом. Скажем только, что МДФ обогатился фотопроизведениями ведущих столичных фотографов.