Лейла Гучмазова
13 ноября 2006

Конструктивизм в ноябрьских выставках

Самое известное направление в русском авангарде – конструктивизм. Именно с конструктивизмом связаны наиболее заметные выставки ноября. Хороший повод разобраться, в чем суть этого стиля и почему в ХХ веке он захватил почти весь мир.
 
В начале 1920-х годов на волне революционного оптимизма в России возник стиль, которому суждено было изменить мир. Его приверженцы отказывались от традиционного восприятия искусства как чего-то «возвышенного» и элитарного. Они считали, что произведения должны быть таким же динамичными, функциональными, логичными и демократичными (без всякого рода аристократического украшательства), как и светлое будущее новых людей. Забегая вперед, скажем, что эти установки предугадали рождение в середине ХХ столетия дизайна, ширпотреба (индустриального искусства) и даже поп-арта.

Впервые сам эпитет «конструктивиты» появился в 1920-х годах для обозначения художников, которые вместо реалистических полотен выставляли геометрические (по большей части трехмерные) композиции. Одна из выставок тех лет под характерным названием «5х5=25» собрала главных светил авангарда. В ней участвовали Александр Веснин, Любовь Попова, Александра Экстер и, наконец, одни из главных идеологов и практиков конструктивизма, супружеская пара – Варвара Степанова и Александр Родченко. Зрители были поражены простотой конструкций. Один из фельетонистов даже придумал повесить рядом с произведениями Родченко следующее объявление: «Принимаю заказы на черные и красные доски от всех советских организаций, заводоуправлений и профсоюзов».

Именно Родченко, сменивший в дальнейшем кисть на фотокамеру, довел формулу стиля до совершенства. В своих снимках он использовал смелые ракурсы и повторяющиеся детали (клетки, рейки, столбы, этажи и тому подобное). С Родченко же связано и развитие очень характерного для конструктивизма жанра – фотоколлажа. Все богатство родченковских открытий можно оценить на масштабной выставка «Фотография – искусство» в Центральном Манеже

Возникнув в мастерских и галереях художников, конструктивизм захватил архитектуру. Знаковым произведением в этом стиле можно считать «Памятник III Интернационалу» (1919-20 г.г.) Владимира Татлина - макет этой трехуровневой так и не построенной башни сейчас можно увидеть в Третьяковке на Крымском валу. В Москве в 1920-30 годы построено немало конструктивистких шедевров, ради которых знающие люди со всего света специально едут в Россию. Например, Клуб имени Русакова на Стромынской площади или клуб «Каучук» на Плющихе.

Как раз в архитектурно-дизайнерской версии авангардный стиль стал всемирно известен. Его смелые геометрические поиски оказали огромное влияние на европейских и американских художников. Так во второй половине ХХ века появился «неоконструктивизм». С этим явлением знакомит выставка, только что открывшаяся в Музее современного искусства на Петровке. Экспозицию «Европейский неоконструктивизм. 1930-2000» составили произведения знаменитых художников беспредметного искусства: Сони Делоне, Макса Била, Милана Добеша, Джетулио Альвиани и других – более 30 авторов из 15 стран.

Отзывы о «Конструктивизм в ноябрьских выставках»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

до 4 фев | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись, скульптура до 4 фев

До абсурда и жути жизнерадостный поп-арт из Японии.

Выбор редакции

до 14 янв | Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, графика до 14 янв

Московский дебют главных художников Австрии.

до 18 фев | Еврейский музей и Центр толерантности, графика, живопись, фотография до 18 фев

Большая ретроспектива дизайнера-авангардиста.

до 31 янв | ArtPlay, мультимедиа до 31 янв

Проект, посвященный творчеству одного из мастеров Северного Возрождения.

до 14 янв | Еврейский музей и Центр толерантности, историческая до 14 янв

Рассказ о еврейском сообществе в первые годы после революции.

Биеннале современного искусства, Такаси Мураками в «Гараже» и австрийские модернисты в ГМИИ: рассказываем о знаковых событиях этого сезона.

От пионера абстрактной скульптуры Бранкузи до безумного японского поп-арта.

до 30 янв | Фонд In Artibus, графика, живопись, историческая до 30 янв

Первый показ богатейшей частной коллекции авангарда.

до 22 дек | Наши художники, графика, живопись до 22 дек

Африканские мотивы от участника «Мира искусства».

Выбор редакции

до 21 янв | ГМИИ им. А. С. Пушкина, живопись до 21 янв

Экспрессивная живопись безумного классика-маргинала.

до 10 дек | Галерея на Солянке, мультимедиа, интерактивная программа до 10 дек

Интерактивный аттракцион к 85-летию дома моды.

Лишенный секса Эгон Шиле, ласковый дождь вместо водопада радиации и другие способы пощадить чувства посетителей выставок.