Важнейшим из всех искусств для нас является фотография. Так могли бы сказать музеи и галереи, которые стремятся быть на пике актуальности. Именно их вернисажи в ближайшую неделю соберут наибольшее число зрителей.

В фотогалерее «Братьев Люмьер» очень любят упоминать один поучительный факт: в начале ХХ столетия за снимки американского художника Эдварда Стейхена платили не больше $50. А в 2006-м одна фотография того же Стейхена с изображением пруда в лунную ночь была продана на аукционе «Сотбис» почти за - барабанная дробь! - 3 миллиона и стала самым дорогим произведением фотоискусства. Впрочем, и без этих подсчетов очевидно, что фотография нынче стремительно набирает вес и значение. На это имеются две причины. Во-первых, пришло время новых цифровых технологий. Поэтому кадры, созданные на дагерротипах и пленке, превращаются в антикварные реликвии. Во-вторых, фотография больше, чем живопись, отвечает духу современности, подходит к офисным и модернистским стенам.

Все эти положения берется подтвердить выставка галереи «Братьев Люмьер» «Московские фотографические коллекции». В первой половине ноября она развернется на антресольном этаже Дома художника. Здесь представят раритетные кадры российских авангардистов 1930-х годов, классиков западного фотоискусства (главным образом, фэшн-съемки Хорста П. Хорста, Уильяма Кляйна) и нынешних протеже галереи (Сергей Конюхов, Ефросиния Лопухина, Павел Киселев, Дмитрий Донской).

К слову сказать, «Люмьеры» - одна из очень немногих московских галерей, которые занимаются исключительно фотографией. Фоторынок у нас невероятно узкий и хилый. Отчего так происходит – большая загадка. Эту пока еще не освоенную золотую жилу с огромным успехом и без какой-либо конкуренции разрабатывает Московский дом фотографии. Он всегда готов потрясти столичную публику очередным блокбастером. В самом начале ноября в Центральном Манеже МДФ открывает выставку, обещающую стать едва ли не главным событием года. Революционный стиль 1920-30-х годов, смелые фотоэксперименты, конструктивизм, сталинские парады физкультурников. Короче говоря, известные приметы авангарда сошлись в творчестве одного художника – Александра Родченко, чей 115-летний юбилей и собираются отметить масштабной ретроспективой. Родченко в фотографии ХХ века - тот же Малевич в живописи: мировой бренд, наша гордость и священная корова для любого музея и коллекционера. Перейдя от абстрактной живописи к фотоискусству, он создал новый язык кадра, применял такие ракурсы и подходы, от которых у зрителей до сих пор голова идет кругом.

В качестве продолжения родченковской экспозиции стоит порекомендовать уникальную выставку «Фотографическая история» в Московском музее современного искусства на Петровке. На ней представлены редкие кадры из Архива литературы и искусства: от фотографии первой русской подлодки «Дельфин» 1905 года до портретов писателей и знаменитостей прошлого (Шереметева, Маяковского, Буденного, Станиславского).

Если у вас имеется очень правильное желание увидеть не только архивные раритеты, но куда как более свежие и продвинутые вещи, ни в коем случае нельзя пропустить вернисаж в галерее «На Солянке». Он проводится в рамках фестиваля «Роза Мира». Именно туда при поддержке незабвенного Дома фотографии привезут выставку знаменитых китайских художников братьев Гао. Gao Brothers на международной сцене -  это такой же узнаваемый бренд, как наш Родченко. Чен и Киан Гао своими акциями, инсталляциями и фотосериями создали «китайский бум», когда современное искусство из Поднебесной оказалось страшно модным и востребованным. На родине они считаются скандалистами и едва ли не диссидентами, зато на Западе – подлинные vip-персоны (правда, власти Китая всячески препятствуют их передвижению). Об их московской экспозиции скажем отдельно, здесь же еще раз подчеркнем - Москва начала активно приглашать реальных арт-звезд. Не упустите шанс увидеть их, не выезжая за рубеж, особенно на недостижимый Восток.     

Из той же серии must be seen и выставка японца Ясумасы Моримуры в галерее Гари Татинцяна. Фотографии Моримуры, на которых художник предстает в образах героев знаменитых полотен (например, «Джоконды» или автопортретов Фриды Кало), сами стали классикой. Так что их не грех принять и Пушкинскому музею, но в стенах демократичного зала они смотрятся даже приятнее. Кстати, после знакомства с Моримурой вы поймете, откуда пошел прием, который с большим финансовым успехом использует глянцевый фотограф Екатерина Рождественская, обряжавшая российских звезд в исторические шелка и бархаты.

Дабы окончательно увериться в актуальности фотографии, отметим еще одну любопытную тенденцию. Для привлечения модной публики выставки стали устраивать разного рода рестораны и кафе (яркий пример – новиковская «Галерея» на Петровке). Наконец, модные снимки – повод для великосветской тусовки. Именно таких гостей позвала на свой проект «Хочу быть Дьяволом» Ольга Фомина, долгое время снимавшая рекламные портреты наших superstar. Только один день – 29 октября – посетители галереи ArtPlay смогут увидеть Владимира Винокура в образе Бога (не смейтесь, тут все серьезно) и анонимного бизнесмена, спонсировавшего почти полгода работу над серией, в виде дьявола плюс десяток других звезд, разделенных на ангельские и дьявольские отряды.