История музыки раскрывается через сопоставление сочинений, на первый взгляд далеких друг от друга. В первой программе цикла жемчужина французского барокко – «Стихии» Ребеля – предстанет в окружении додекафонной Симфонии Веберна и позднеромантического «Прометея» Листа. Кульминация вечера – грандиозный «День Бытия» Вышнеградского: знаковое произведение 1917 года впервые исполняется в России на академической сцене.

Год назад свое 100-летие отметил Персимфанс – Первый симфонический ансамбль без дирижера. Открывая свой второй век, коллектив приглашает слушателей на цикл концертов «Новая история музыки от Персимфанса»: в его программе произведения самых разных эпох вступают в неожиданные диалоги, комментируя друг друга. «Сочинения, которые разделены сотнями лет музыкальной истории, могут органично прозвучать в нашем концерте одно за другим или даже одновременно, – рассказывает Григорий Кротенко, комиссар Персимфанса. – Наша задача – осветить под разными углами различные явления, увидеть новые взаимосвязи и общности. В своих выступлениях мы предлагаем не только альтернативный, бездирижерный метод игры, но и альтернативный, спорный взгляд на историю музыки».

В программе встречаются три века – XVIII, XIX, XX – и три художественные эпохи – барокко, романтизм, модернизм. В 1737 году во Франции появился балет Жана-Фери Ребеля «Стихии», изображающий возникновение Вселенной и сотворение человека. Помимо музыки дивной красоты, сочинение вошло в историю первым применением кластера, в данном случае – аккорда из всех звуков ре-минорного звукоряда. Авторский подзаголовок «Стихий» – «новая симфония», то есть «симфония нового типа». Так Ребель назвал сочинение, созданное до появления симфонии классической, которой еще предстояло родиться, повзрослеть и измениться до неузнаваемости: без малого два века спустя свою Симфонию создаст Антон Веберн. «Сочинение недлинное и для малого состава, – комментирует Григорий Кротенко, – по сути, Антисимфония, описывающая мироздание новым, концентрированным способом». 

Симфоническая поэма Ференца Листа «Прометей» – яркий пример того, как менялся классический симфонизм, все смелее обращаясь с формой, с тонами и тональностями. Само название «Прометей» побуждает вспомнить и об одноименном сочинении Скрябина: частичным воплощением его грандиозного замысла мистерии стал «День Бытия» для чтеца, хора и симфонического оркестра Ивана Вышнеградского. Сочинение завершает программу, а его финальный аккорд напоминает об аналогичном, открывающем «Стихии»: «кластер из четырёх увеличенных трезвучий Вышнеградского, – объясняет Григорий Кротенко, – финальный колокол "Дня Бытия", призванный пробудить и обозначить новый мир». Масштабное произведение, которое отличает стремление к синтезу всех искусств и созданию нового музыкального инструмента, создано в 1917 году и впервые исполняется в российском концертном зале.


Специально для проекта Персимфанс запустил подкаст. В первом эпизоде авторы предлагают испытать музыкальную машину времени. Ее портал - два аккорда, начало и конец композиторской музыки, сконструированной из 12 полутонов-кирпичей. А между ними пьесы, на примере которых разбираются разные методы музыкального строительства.

Выбирайте платформу и слушайте:


17 февраля 2023, концертный зал имени П. И. Чайковского, 19:00

В программе:

  • Ребель - «Стихии», балетная сюита («новая симфония»)
  • Веберн - Симфония, соч. 21
  • Лист - Симфоническая поэма № 5 «Прометей» 
  • Вышнеградский - «День Бытия. Исповедь жизни перед жизнью»

Первый симфонический ансамбль, или Персимфанс, был основан в 1922 году по инициативе Льва Цейтлина, выдающегося солиста-скрипача и признанного лидера симфонических коллективов; его называли лучшим концертмейстером Европы — он играл первую скрипку в парижском оркестре Колонна, в частном оркестре Сергея Кусевицкого и в Большом театре. Персимфанс, московский оркестр без дирижера, быстро завоевал мировую славу как один из лучших симфонических коллективов своего времени. Отто Клемперер во время визита в Москву побывал на концерте Персимфанса, где исполнялась «Патетическая» симфония Чайковского: «Это самое совершенное исполнение, которое я только слышал. Если дело так пойдет и дальше, то вскоре мы, дирижеры, вынуждены будем искать себе другое призвание».

В 1933 году, когда идеи самоорганизации коллектива начали противоречить доктринам советской власти, деятельность ансамбля была прекращена и возобновилась лишь в 2009 году. Сегодня Персимфанс вновь состоит из музыкантов, ищущих новые подходы в исполнительском искусстве и находящих их в принципе ансамблевой игры и в коллективной интерпретации симфонических сочинений. Персимфанс выступает не только с концертными программами: под его эгидой проводятся выставки, лекции, театральные спектакли. Проекты Персимфанса были отмечены Гран-при премии Сергея Курёхина в области современного искусства, национальной театральной премией «Золотая маска».