Открывающийся в Москве четвертый фестиваль искусств «Черешневый лес» в этом году из праздника городского превратился в событие всероссийского масштаба. О том, каким будет этот фестиваль, и что ждать от него зрителям, корреспонденту «ВД» рассказывает Ирина Александровна Антонова, директор ГМИИ им. Пушкина и член попечительского совета фестиваля.

-- Ирина Александровна, о прошлых фестивалях говорили, что их придумали лишь для того, чтобы веселее было проводить время.

-- Сейчас все изменилось. Может быть, четыре года назад и было ощущение какой-то большой семейной вечеринки. А сейчас «Черешневый лес» уже не просто заявивший о себе фестиваль, а, можно сказать, что и состоявшийся как явление культурной жизни Москвы. Вот наступает май и я, в который раз, освобождаю в «плане жизни» вечера. Потому что знаю, что много интересных событий будет происходить в эти дни. Почему интересных и почему у меня это не вызывает даже тени сомнения? Да потому, что таков человек, который придумал этот «Черешневый лес». Все, что делает Михаил Куснирович, получается «вкусно», азартно, стильно…. Пожалуй, даже романтично. Он культурно образованный человек, у него есть приоритеты истинных ценностей – и эти его качества освобождают мое сознание от мысли, что там будет что то «не так».

Этот фестиваль на самом деле – уникальный. Я не знаю другого фестиваля, где было бы такое соединение жанров: изобразительное искусство, музыка – классическая и джаз, кино, литературные «посиделки», театр. Да и то, что в конце театрального сезона на фестивале покажут три новых спектакля – это тоже ведь смелая идея.

Есть еще одна очень интересная деталь этого фестиваля. Обычно фестивали, которые длятся две недели, стараются «уводить» из столиц куда-нибудь к морю, в зоны отдыха. А здесь, мне кажется, устроители сознательно делают фестиваль в столице, а с прошлого года еще и в Санкт-Петербурге. Да и местами действия фестиваля – там, где проходят концерты, выставки -- служат удивительные сами по себе залы, дома. Все они, как на подбор, зафиксированны в нашей истории, в нашей генетической памяти. Хотелось бы думать, что это не случайно, что это некий концепт фестиваля.

И еще по поводу концепта. Мне думается, фестиваль уже настолько окреп и вырос из «коротких штанишек», что можно думать о его укрупнение, или точнее, о тематической стройности. Как член попечительского совета, я, например, готова для этого приложить свои мозговые усилия.

-- И что бы вы могли предложить?

-- Конечно, эти мысли уже для фестиваля следующего года. Ну, например, наш музей построен в самом конце 19 века, консерватория в то же время, МХАТ в Камергерском возник в это же время, одна из пьес, которую сейчас производит «Черешневый лес», опять того же времени («Дядя Ваня», 1897 год )… Случайные совпадения? Ничего случайного в истории не бывает. И почему бы выставку в Пушкинском музее не сделать из работ художников, которые творили в то время. Найти что-нибудь изысканное, что раньше не выставлялось.

-- А много ли таких работ есть?

-- В частных коллекциях много есть того, от чего вполне закружится голова даже самой взыскательной публики. И этот показ можно ведь сопроводить музыкой того же времени. В итоге организуется целый пласт духовной культуры самого конца девятнадцатого века. И это будет ощутимо полезно для общества.

-- Вы считаете, что нынешней программе чего то не хватает?

-- Нет, здесь скорее много неожиданностей. Я, например, не знаю, что будет играть Юрий Башмет на концерте в консерватории… И даже сейчас специально не посмотрю программу, которая лежит передо мной. Просто потому, что уверена -- он «будет удивлять» (Юрий Башмет впервые в России будет исполнять «Ораторию» Пола Маккартни и юношеский концерт Бетховена – прим. ред.) И это замечательно. В «Черешневом лесе» каждый художник имеет возможность реализовать свои творческие желания, искания… Но одно другому не мешает. Я уверена, что из «той» музыки Юрий Абрамович тоже не все переиграл.

-- А как вам выставка маэстро Дзеффирелли, которая будет проходить в Музее личных коллекций?

-- Ну, что вы! Дзеффирелли меня просто покорил. Он был здесь, вот сидел в этом кабинете, восхищался гобеленами, говорил, что это целая готовая декорация к опере, которую можно придумать и прямо здесь и поставить. И смущался, что его, как он считает, несовершенные работы будут висеть рядом с великими художниками. Поэтому долго бродил по музею, вздыхая и «охая», и, в итоге, сам выбрал Музей личных коллекций. Меня же в Дзеффирелли поразили две вещи. Во-первых, его удивительная деликатность. Не могу сказать, что он недооценивает себя, свою роль в мировом искусстве, но он знает свое место. Это редкое качество в современных людях.

И второе -- он удивительно жизнелюбив. Ему уже за восемьдесят, он жаловался на здоровье, но при этом - «все сам». Сам обмерил, сам придумал макет выставки, сам приедет ее монтировать. Ему интересно, он жаден до жизни, работы. И на самом деле у него очень хорошие работы. Думаю, что эта выставка будет иметь успех у москвичей. Вообще, «Черешневый лес» делает подарок нам всем. Можно будет посмотреть и фильмы маэстро -- они будут в «Художественном» -- а потом прийти к нам и увидеть, с чего эти фильмы начинались.

-- А что вы лично хотели бы осуществить с помощью «Черешневого леса»?

-- Мы летом будем открывать Детский центр при музее, где будет изостудия и много еще чего… Он будет находится здесь, через дорогу от нашего музея (ГМИИ им. Пушкина), около церкви. Там на площадке растет несколько вековых деревьев и есть место, чтобы разбить вишневый сад. Пусть дети растут вместе с деревцами.

-- Какой спектакль вы бы хотели увидеть в программе «Черешневого леса»?

-- Тут даже думать не надо – «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу. Это удивительная пьеса. Она не может быть реалистически поставлена, тогда пропадет ее «вечность». Понимаю, что трудно найти режиссера и тем более актеров. Хотя, мне кажется, наш Кама Гинкас смог бы это сделать. А актеры… Только какой-то ансамбль со всего мира. Но… Поживем, увидим.