В Москву приезжает Ибрагим Феррер – кубинский музыкант, судьба которого драматична, поучительна и прекрасна, как судьбы всех людей, добивающихся своей цели. Куба – это не только сногсшибательный вкус коктейля «Cuba Libre» и крепкий аромат гаванских сигар, свободолюбивые темнокожие красотки и растиражированный Че Гевара в своем неизменном черном берете.

Куба – это еще и прекрасная музыка, в которой слились воедино сладость и горечь, огненная страсть и тающая на губах нежность, потерянная любовь и несбывшиеся надежды. Это музыка, повлиявшая на джаз (и сама впитавшая джазовое искусство), а также на всю современную популярную культуру. Музыка, долгое время находившаяся в забвении и заново открытая миром каких-то семь лет назад... Живя практически в изоляции от остального мира, кубинские артисты долгое время не могли стать настоящими звездами – познать вкус славы им удалось лишь в конце 90-х.

Талант... чистить ботинки

Ибрагим Феррер родился в 1927 году в Сантьяго-де-Куба в семье, которую трудно было назвать бедной. Дедушка Ибрагима был весьма уважаемым человеком, председателем двух общественных организаций, а внука «воспитывала» музыка. «Я, можно сказать, родился на балу, – вспоминал потом Феррер, – и впоследствии в моем доме балы устраивались очень часто. Мы играли румбу на углу улицы, я пел танго, услышанное в модных кинофильмах...». Выступление на новогодней вечеринке 1941 года по предложению двоюродного брата стало началом профессиональной карьеры: заработав полтора песо, мальчишки выпили и стали мечтать, как завоюют весь мир. Но до этого было еще очень далеко…

Трудолюбивому и талантливому Ферреру долго не везло. Он работал с известными музыкантами, оставаясь в их тени; публика любила Феррера, коллеги же относились к нему неприязненно. Песни его становились хитами в устах других певцов, а самому Ибрагиму никак не удавалось реализовать себя в качестве исполнителя лирических болеро: руководители оркестров поручали ему в основном быстрые танцевальные сон. Высокий, мягкий и приятный голос Феррера не мог раскрыться в полной мере, как и его душа... Переехав в конце 50-х в Гавану, Ибрагим с семьей оказался на мели. В 1991 году, устав и окончательно разочаровавшись в своей карьере, Феррер решил забросить музыку и начал зарабатывать на жизнь… чистильщиком обуви. За этим занятием спустя пять лет и застала его судьба в лице Хуана де Маркоса Гонзалеса, консультанта по репертуару «Buena Vista Social Club»...

Общественный клуб «Хорошая жизнь»

«Buena Vista Social Club» – название популярного кубинского мамбо, а также клуба, существовавшего в Гаване несколько десятков лет назад. В 1996 году легендарный американский гитарист и продюсер Рай Кудер отправился в Гавану, чтобы разыскать и записать талантливых, но, к сожалению, практически не известных за пределами своей страны музыкантов.

Большинство из них к тому моменту уже пребывали в почтенном возрасте: Ибрагиму Ферреру исполнилось 69 лет, пианисту Рубену Гонсалезу – 75, а гитаристу и певцу Компею Сегундо – и вовсе 87. Музыканты согласились прийти в студию и исполнить свои любимые песни – не за деньги, просто ради удовольствия. Играли и пели как в далекие годы, с юношеской страстью и захватывающей экспрессией, записываясь полностью «вживую», с лету, – как будто ждали этого часа много лет.

«Сначала это было совсем не интересно, – вспоминает Феррер. – Мне пришлось много пережить из-за музыки, я чувствовал себя разочарованным... Но Хуан настаивал, и тогда я отложил в сторону ботинки, которые чистил в тот момент, и отправился в студию». На результат, последовавший за этим, музыкант вряд ли рассчитывал. Диск разошелся 6 000 000 копий и получил премию «Грэмми». Мир был покорен теплотой, чувственностью и красотой кубинской музыки, так долго остававшейся скрытой от глаз и ушей «посторонних».

Горькие слезы счастья

Через два года Рай Кудер вернулся на Кубу, чтобы записать сольный альбом Ибрагима Феррера под маркой «Buena Vista Social Club presents...». Рай привез с собой знаменитого кинорежиссера Вима Вендерса, захотевшего снять о «Buena Vista» документальный фильм, в котором музыканты рассказывают о своей жизни, гуляют по улицам Гаваны, исполняют песни. Заканчивается лента большим концертом в нью-йоркском «Карнеги-холле». Один из самых трогательных эпизодов фильма – дуэт Ибрагима Феррера и 70-летней дивы, легенды афрокубинского джаза Омары Портуондо «Silencio». Трагедия безответной любви, о которой рассказывается в песне, вызывает на глазах Омары слезы, а Ибрагим бережно вытирает их платком. Эту сцену Вендерс называет своей любимой.

Рожденный петь

Последние пять лет Феррер непрестанно гастролирует. Теперь у него есть все атрибуты настоящей звезды: высокие гонорары, роскошная машина, огромный дом, в котором целая стена увешана золотыми дисками. В Москве Ибрагим Феррер выступит в Театре эстрады, и вместе с ним на сцену выйдут 17 человек, среди которых знаменитый трубач Мануэль «Гуахиро» Мирабаль и лучший контрабасист Кубы Орландо «Качаито» Лопез. Последнего в столице, кстати, ожидает встреча с племянниками – выпускником Московской консерватории, лидером Che Gevara Band Абелардо Альфонсо Лопезом (тоже контрабасистом) и его братом, клавишником Педро Александером. А Ибрагим Феррер, конечно, ждет встречи с русскими слушателями, ведь его девиз: «Я все еще здесь, я пою и буду продолжать петь, покуда хватит сил».

Кстати

Румба – очень быстрый двухдольный танец с остросинкопированным ритмом. Включает пение солиста, реплики хора и собственно танец.
Сон – чуть более медленный и сдержанный танец на основе ритма румбы.
Мамба – танец на основе сон с сольными импровизациями инструменталистов.
Болеро – жанр, зародившийся в Испании. Разновидность медленной лирической баллады (на основе все того же ритма румбы).

12, 13 апреля. 19.00. Театр эстрады. 959-05-50