Белорусская поп-формация IOWA, только что выпустившая альбом Export, дает большой концерт в Москве. «ВД» поговорил с солисткой коллектива Катей Иванчиковой о том, откуда берутся шлягеры и что будет в «Крокус Сити Холле».

Как IOWA угодила в поп-феномены? Что в вас такого, чего нет у других?
Мы разные. Нас в последнее время сравнивают с «Ленинградом» — на концертах у нас такой же отрыв, но при этом нас любят и маленькие дети, и люди в возрасте. Мне на страницу «вКонтакте» пишут прекрасные женщины за 60 о том, как благодаря нашим песням они вспомнили свою молодость. Это круто. В нашей музыке есть и поп, и рок, и соул, и свои фишечки какие-то. Я вообще люблю, когда артист ломает стереотипы. Скажем, рэп-исполнитель выходит не в ватнике и кепке, тряся цепями, а — бац! — в строгом костюме.

С кем вы чувствуете себя на одной волне?
Если говорить о наших — с Дорном, с Максом Коржом. Очень нравится Stromae, вот с кем хотелось бы записаться: он не просто поет, но делает перформансы. Вообще много молодых потрясающих банд. Очень хотелось бы пойти на концерт Metronomy — но буду в это время на гастролях. Зато, надеюсь, удастся побывать на «СБПЧ» — хочется окунуться в чужое творчество с головой, а у них, говорят, такое шоу-шоу.

Как у вас в группе делятся обязанности?
Я пишу слова и мелодию, а Леня отвечает за ритм и гармонию.

А за кем последнее слово?
Да ни за кем. Песня пришла — все принимаем роды. А приходят по-разному. Вот «Одно и то же» свалилась на меня готовая сразу. А «Мама» выстраданная: я 285 раз меняла слова, и только перед самым вылетом в Хургаду, где мы снимали клип, нашлись нужные. «Ищу мужа» — это симбиоз впечатлений от лайв-записи Эми Уайнхаус и фильма «Любовь и голуби». Я этот фильм, над которым все детство смеялась, вдруг увидела как в первый раз и заплакала. Поняла, как показать драму через юмор.

Export — пластинка почти исключительно мажорная, но вы замечательно, почти как блюз, поете «Одно и то же».
Да, когда мы исполняем ее на концертах, я говорю слушателям: все, перестаем веселиться. Мы включаем такой тусклый свет, чтобы ничто не отвлекало, и я пою эту песню. У нас есть три минуты, чтобы плечо того, кто рядом танцует, кто весь концерт снимал у тебя перед носом и мешал, вдруг перестало раздражать. И можно было почувствовать себя каплями одного моря. Мне нравится, как все замирают на этой песне, какая гробовая тишина стоит, в ней столько смысла. Я даже поливаю зал водой, чтобы снять напряжение. Помните песню из «Служебного романа»: «Мы, не узнанные друг другом, задевая друг друга, идем»? «Одно и то же» об этом.

Все, что вы пишете, уходит в дело?
Да. Пишу обычно в «разгрузочные дни», когда мы не гастролируем. Хотя бы пара дней перерыва, и вдруг — приходит. Это как платформа, которую расчистили, и есть куда сесть музе. Сейчас вот очень хочется писать — но Леня уехал в Могилев!



По хардкорному звуку, с которого IOWA когда-то начинала, не скучаете?
А мы его возвращаем каждый день. Вот сегодня у нас репа, и там будет такой хардкор! Мы мешаем стили, делаем в песнях жесточайшие вставки, всех подкидывает: что это было? — а потом снова возвращаемся к мягкому звуку.

В «Крокусе» тоже будете импровизировать?
Да, только сначала тщательно подготовим импровизацию. Мы делаем концерт с ребятами, которые психи в хорошем смысле слова. Будет много интерактива. На любом концерте есть две звезды — та, которая на сцене, и та, которая пришла смотреть. Поэтому будет много общения. Кто-то увидит себя в видеоинсталляции: скажем, мы делали кастинг для «Ищу мужа», снимали девчонок, их покажут на больших экранах, они будут петь. Я буду летать под куполом. Песни-то мы давно играем, а сейчас происходит самое интересное — собирается видео, свет, продумывается постановка…

Вы уже три года как живете в Питере. В Москву не собираетесь переезжать?
Нет, мне очень хорошо в Питере. Работаю над тем, чтобы пустить тут корни. Питер нравится мне тем, что он похож на Париж или Лондон: музеи-театры, колонны-фронтоны, похожие на незастеленные постели. Сейчас вот читаю «Набережную неисцелимых» Бродского про Венецию — и вижу Питер. Тут тоже вода, она накапливает, очищает, многое помнит. Притягивает поэтов и художников.

Вас лично на другие проекты приглашают?
Да. Недавно озвучила мультик «Суперкоманда», говорила за подругу главного героя. Еще как-то предлагали сняться в фильме, но я об этом задним числом узнала. Сказала продюсеру: ясненько, спасибо, что загубили мою актерскую карьеру. Но если серьезно, сейчас все думы о новом альбоме.

Когда начнете?
А мы начали. Уже есть песен шесть-семь. Он будет другим. Сама удивляюсь, насколько разные по характеру пишутся песни. Олег, наш саунд-продюсер, говорит мне: «И как я все это слеплю?!» Да, я полгода назад и я сейчас — очень разные. Мне нравится пропускать через себя людей, события, обстоятельства. Я губка. Не ставлю оценок: хорошо, плохо, просто пропускаю все через себя, а потом это всплывает в песнях. И вот сейчас мне надо заполняться снова.

И последний вопрос: что все-таки означает название IOWA? Это «блуждающие идиоты» (Idiots Out Wandering Around)? Или отсылка к альбому Slipknot? Или что-то еще?
Скорее блуждающие индейцы — свободные, самобытные, талантливые, немного дикие и бесстрашные. Всегда восхищалась индейцами  — и никогда не думала, что стану одной из них.