На Трехгорной мануфактуре вручают Jagermeister Indie Awards — премии молодым независимым музыкантам. На концерте во время церемонии выступит YANA BLINDER — группа, ставшая одним из открытий года. «ВД» поговорил с солисткой Яной Блиндер и аранжировщиком и продюсером Андреем Рыжаковым о шансоне, Селигере, Blondie, «Голосе» и новой пластинке.

Вопрос к Яне. Вы занимаетесь музыкой уже давно и пробовали себя в разных стилях. Даже бэк-вокалисткой у Amatory побывали.
Яна:
Какие там Amatory — я и шансон пела. Я числилась штатной бэк-вокалисткой на студии Marine Sound в Краснодарском крае. Это известная и богатая студия, и я побывала на бэк-вокале, кажется, у всех, кто там записывался. Как-то даже выступала с Джо Линном Тернером (участник Deep Purple и Rainbow. — Прим. «ВД»), исполняла Smoke On The Water.

Это правда, что в Испании, где вы жили в детстве, вы были довольно известной певицей?
Яна:
Известной я не была, была самой юной. Мне исполнилось 12, я бросила школу, чтобы заняться музыкой. Работала с людьми, которые руководили независимым музыкальным сообществом, у них было свое радио, проводились мероприятия. Мы исполняли джаз.

Джаз, шансон и металл. А в итоге всех экспериментов родился проект YANA BLINDER. Как вы нашли собственный стиль?
Яна:
Я приходила домой после всех этих многочисленных концертов и записей в студиях, садилась за пианино и начинала играть свои песни. Но никому их не показывала. Мне не с кем было реализовать свою музыку. Нужен был союзник, аранжировщик, музыкальный продюсер. Были попытки, но неудачные. Только когда я встретила Андрея, все получилось.

А как вы познакомились?
Яна:
На базе другого коллектива, это был электронный проект, в который меня позвали, как только я переехала в Москву: я писала мелодии, тексты и активно выступала с ними по клубам. Главный участник искал человека, который бы помогал ему в студийной работе, и так появился Андрей. Я послушала, что он сделал с песней Playing Soul: эту песню я записала два года назад в виде демки, и никто ничего не мог с ней сделать. А Андрей превратил ее в композицию, которую я уже и не мечтала услышать. Передо мной стоял человек, которого я искала всю свою жизнь. Тем вечером мы попробовали написать несколько композиций сразу, и у нас все получилось так, будто мы всегда работали вместе. Было весело, легко, красиво и безумно интересно. И я решила покинуть свой старый электронный проект. Подумала: если музыка, которую я буду сочинять в дальнейшем, не будет так же прекрасна, лучше я пойду в официантки. Спросила Андрея, не собирается ли он тоже покинуть группу. Предупредила, что ему без меня там будет скучно. Через месяц он убедилсяв этом, и теперь мы счастливы вместе. У YANA BLINDER несколько концертных вариантов: я играю на акустике, мы играем с двумя барабанщиками, с гитаристом, без гитариста или вдвоем с Андреем.
Андрей: Когда нас зовут куда-то выступать, мы сразу спрашиваем, какой именно вариант YANA BLINDER им нужен.
Яна: Я прямо трансформер какой-то. Пока у нас 26 песен, если не считать ремиксов и обработок.
Андрей: Ну и гимна для Селигера. (Смеется.) Там до сих пор наша песня «Лети быстрее света» в качестве будильника используется. Кстати, это наша единственная вещь на русском языке.

Еще вы поете по-русски вместе с группой «Браво». Давно сотрудничаете?
Яна:
С марта. Когда у них хорошее настроение, они меня зовут. (Улыбается.) У меня есть сольная партия — «Старый отель» Жанны Агузаровой. Евгений Хавтан сначала предложил выступить у них на разогреве, потом случился дуэт, выступление на «Дожде», гастроли в Санкт-Петербурге. «Браво» — одна из немногих групп в России, которая спустя столько лет продолжает развиваться.

Кстати, о разогревах. Многие узнали о вас в прошлом году, когда вы разогревали Blondie. Каково это было — выступать перед звездами такого уровня?
Андрей:
Очень интересный опыт. Ведь всего лишь за две недели до этого мы дали наш первый концерт в «Шестнадцати тоннах». После концерта мы пообщались с музыкантами Blondie — оказалось, они даже не заподозрили, что мы из Москвы. Были уверены, что нас специально привезли на разогрев из другой страны.
Яна: Они долго общались с нами после концерта, мы до сих пор находимся на связи.
Андрей: Они спросили: «Мы не поняли, как вы сделали такой ритм вот в той песне?» Эти люди уже давно в шоу-бизнесе, казалось бы, видели и слышали все — и вот они предлагают нам гитары прописать для альбома! Крис Стейн (гитарист Blondie. — Прим. «ВД») сказал, чтобы мы им демо-записи на почту отправили. Представляете, в каком шоке мы были. Всегда считали их небожителями.

Яна, вы не так давно поучаствовали в программе «Голос». Почему решили туда пойти?
Андрей:
Это был один из немногих стратегически продуманных ходов. «Голос» — пожалуй, единственная музыкальная активность национального масштаба в нашей стране.
Яна: Множество людей по всей России, а особенно музыкантов, ругают наше телевидение: мол, там только Киркоров да Пугачева, талантам дороги не дают. Но после «Голоса» я с этим не согласна: благодаря ему мы узнаем о хороших группах и музыкантах — Therr Maitz, Тина Кузнецова…
Андрей: «Голос» курирует Universal, международная корпорация. Они занимаются музыкой немного на другом уровне, чем это принято в России. Можно сказать, «Голос» — это всероссийский YouTube. Как бы ни развивались технологии, в России влияние телевидения еще очень сильно: сначала телевизор и только потом интернет. «Голос» — это выход на более широкую аудиторию.

Этим летом вы сыграли на множестве фестивалей. Где бы хотелось выступить еще?
Яна:
На «Пикнике Афиши», на KUBANA (жаль, что ее больше не будет!), на Sonar (электронный фестиваль в Испании. — Прим. «ВД»). Мы вообще очень фестивальная группа, любим большие мероприятия, где весело, громко, много разной музыки, все бегают туда-сюда. Любим знакомиться с другими группами.

Вы уже выпустили EP First Blood и Flowers. А когда выйдет полноценный альбом? 26 песен — это немало.
Андрей:
Скорее всего, в следующем году. Мы многие песни переосмыслили, по-другому на них посмотрели. YANA BLINDER активно существует, то есть дает концерты с мая прошлого года, многое изменилось за это время. Кстати, мы с Яной создали собственный лейбл Raving Unicorns («Безумные единороги»). Будем искать молодые таланты и издавать их.
Яна: Сейчас это в спящем состоянии находится: мы лишь успели провести одну вечеринку. Но дальше, надеюсь, будут мастер-классы, разные активности по развитию независимой музыкальной индустрии. Это будет сообщество, которое объединит все наши общие идеи.

А что будет завтра на Jagermeister Indie Awards?
Яна:
Мы кинули заявку, в котором были почти все наши знакомые и незнакомые отечественные группы. Но немного промахнулись: отправили самую спокойную песню, а надо было шумную и энергичную. И совсем не занимались репостами. В итоге собрали минимум голосов. Но не переживаем: все равно завтра мы окажемся на одной сцене с Дельфином.

Читайте также

Фильмы про школу: 10 травматичных фильмов о школе, которые страшнее ужасов